Тюремные игрушки. Кукла для пыток появилась в Беларуси

Внимание, шокирующий контент. Эта игрушка поможет представить то, что скрыто за дверями белорусских тюрем, СИЗО и кабинетов следователей.

В набор «Тюремные игрушки» входит: кукла в виде молодого человека в наручниках и полосатом костюме, газовый баллончик, дубинка, противогаз. В инструкции к комплекту рассказано, как эти орудия применяются для пыток. Хэндмейд-игрушку создали по заказу белорусских правозащитников, которые в конце июня проводили кампанию «Неделя против пыток в Беларуси».

Серию «Тюремные игрушки» выпустили небольшим тиражом для вручения жруналистам и блогерам. Naviny.by предлагают и остальным белорусам рассмотреть во всех подробностях печальный артефакт современности.

 

Вместо ликбеза. Что такое пытка?

Под пытками мы понимаем действия, предусмотренные ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Беларусь является участницей этой конвенции.

 

 

Право не подвергаться пыткам является абсолютным правом человека, которое нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, даже таких как война или борьба с терроризмом.

Правозащитный ресурс по противодействию пыткам информирует о том, что отличает пытки от всего остального.

Чтобы действие признали пытками, оно должно быть:

  • причиняющим сильные страдания;
  • умышленным или осознанным;
  • имеющим определенную цель (получение информации, наказание, запугивание или дискриминация);
  • совершаемым государственным должностным лицом самостоятельно, с его ведома, согласия или подстрекательства.

 

Кукла — мальчик в наручниках

Центральный объект игрового набора — молодой человек в полосатом костюме и наручниках. Это собирательный образ жертвы пыток в Беларуси.

Кто такие жертвы пыток, для Naviny.by рассказал Сергей Устинов — правозащитник, координатор кампании «Неделя против пыток».

«Для кого-то люди — это игрушки, средства для достижения поставленных целей: признательные показания, наказание за какие-либо действия, просто средство для вымещения ненависти из-за дискриминации по любому основанию… Но на самом деле речь идет о судьбах и жизнях реальных людей, а не объектов. Нельзя пытать людей! Вот основной посыл, который мы заложили в набор “Тюремные игрушки”», — рассказал Сергей Устинов.

По словам правозащитника, пытки «зачастую применяются при первых допросах в органах МВД, когда для следователей важно добыть первые признательные показания. Жестокое и бесчеловечное обращение также практикуется в пенитенциарных учреждениях», то есть в местах лишения свободы.

 

Как применяется противогаз, баллончик, дубинка

В игровой набор для пыток входит книжечка с инструкцией, где описаны способы применения различных средств в карательных целях.

Так, о наручниках сказано: «Браслетики — нарушители следственной этики. 1) Сжать плотно на запястьях. 2) Зафиксировать человека в позе ласточки*. 3) Дождаться стонов и криков».

* Поза ласточки: лежите животом на полу, ваши ноги силой зафиксированы под цепочкой наручников, тело при этом выгибается в дугу, что очень больно.

О газовом баллончике: «Жестокости эталончик: 1) Прыснуть в лицо. 2) Наблюдать за мучениями. 3) Прыснуть еще раз».

О бутылке: «Бутылочка для пытки с ухмылочкой: 1) Унизить задержанного. 2) Вызвать сильные физические страдания. 3) Использовать шантаж».

О противогазе: «1) Плотно надеть на голову. 2) Сдавить шланг, перекрыв доступ воздуха. 3) Ждать предобморочного состояния».

Об электрошокере: «1) Приложить плотно к мягким тканям. 2) Выпустить разряд тока. 3) Постепенно увеличивать время воздействия».

 

«Такой страшной статистики, как пытки, я не знаю»

Закрытый от прессы круглый стол по проблеме пыток прошел 26 июня в Минске. В таком формате правозащитники впервые встретились с представителями государства, в котором, «созданы все условия, чтобы общество об этом (о реальном масштабе пыток. — Naviny.by) не узнало. Статистики по случаям пыток, жестокого обращения и их расследованию нет. Национального механизма по предотвращению пыток нет. Независимые эксперты посещать места несвободы не могут», говорилось в анонсе круглого стола.

После мероприятия госчиновники (ДИН, Минюст) избегали общения с журналистами, за исключением председателя Республиканской общественной наблюдательной комиссии при Минюсте Татьяны Кравченко. Это именно та комиссия, которая от имени общества должна мониторить места лишения свободы и добиваться соблюдения в них прав человека и гражданина.

Татьяна Кравченко уже 13 лет возглавляет комиссию: за эти годы члены комиссии «объехали почти все места лишения свободы в Беларуси. Ситуация в них постоянно улучшается. Идут ремонты косметические, производственных помещений. Нам все двери открыты: куда мы ткнули пальцем, то нам и показали».

На вопрос о статистике по пыткам и жестокому обращению с заключенными руководитель общественной наблюдательной комиссии ответила:

«Таких нарушений как пытки я, например, не знаю. Нам не приходилось с этим сталкиваться. Да, мы получаем письма от заключенных. Мы реагируем на них, выезжаем в исправительное заведение…».

«Такой страшной статистики, как пытки… Я об этом ничего сказать не могу. Но если он постоянно нарушает, то его наказывают. А как иначе?» — добавила Татьяна Кравченко.

На это правозащитник Сергей Устинов замечает: «То, что государство не признает пытки, не значит, что их нет».

 

Неестественные смерти за решеткой

Председатель общественной наблюдательной комиссии Татьяна Кравченко за 13 лет, что руководит ее работой, не смогла вспомнить случаи жестокого обращения с заключенными и задержанными, которые подпадают под международное определение пыток. Хотя эти случаи описаны в государственном отчете Беларуси в Комитет против пыток ООН:

Так, в пунктах 149-150 говорится:

«К 6 годам лишения свободы в декабре 2014 года осужден прапорщик внутренней службы исправительного учреждения «Тюрьма № 8» за доведение до самоубийства задержанного. В производстве находится уголовное дело в отношении милиционера специализированного изолятора Солигорского РОВД в связи с причинением телесных повреждений задержанному лицу».

Беларусь дает официальную статистику по насильственным смертям за решеткой в пункте 151 доклада: 42 человека умерли от «механической асфиксии вследствие сдавления органов шеи, закрытия просветов дыхательных путей пищевыми массами и т.д.» в период с 2012 года по март 2015 года.

В это время проведено 169 проверок по фактам смерти 170 граждан в местах содержания под стражей, по результатам которых принято пять решений о возбуждении уголовного дела.

«В двух случаях уголовные дела возбуждены за умышленное совершение должностными лицами действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных им по службе, сопряженных с насилием», — сообщается в государственном докладе.

 

Официальный взгляд на пытки

В белорусском законодательстве отсутствует понятие «пытка». По этой причине не ведется официальная статистика. Милиция, органы прокуратуры, суды пользуются разрозненными пунктами статей Уголовного кодекса («превышение служебных полномочий», «принуждение к даче показаний», «доведение до самоубийства» и т.п.) при рассмотрении заявлений граждан о пытках или жестоком обращении со стороны официальных лиц.

Раз в четыре года власти Беларуси готовят отчеты в Комитет по пыткам при ООН, где отображается информация по жалобам «на неправомерные действия сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, лечебнотрудовых профилакториев МВД» и по проведенным по ним расследованиям.

Самый свежий отчет Беларуси, где собраны данные за период с 2012 года по март 2015-го, дает представление о масштабе проблемы пыток в Беларуси.

За указанный период в Следственный комитет поступило 614 заявлений о неправомерных действиях должностных лиц, подпадающих под международное определение «пытка» и «жестокое обращение».

В результате возбуждено 10 уголовных дел по части 3 статьи 426 УК: «превышение власти или служебных полномочий, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств».

Расследование по трем из десяти уголовных дел приостановили, так как следователи в одном случае не смогли установить лицо, подлежащее обвинению; в двух случаях — не смогли установить местонахождение обвиняемых.

 

Что делать, если вам угрожают пытки? Советы от правозащитников:

1) Не молчите, по возможности кричите, чем громче, тем лучше.

2) Если у вас имеются проблемы с давлением, сердцем или же какие-то хронические заболевания, говорите о них. Это остудит пыл пытающих, никому не нужно, чтобы в кабинете умер человек.

3) Заявите, что в случае продолжения пыток вы обратитесь в СМИ и напишите заявление в прокуратуру. Пытки любят тишину, поэтому ваша задача предупредить, что все будет предано огласке.

4) Возьмите за правило ходить в правоохранительные структуры только по повестке и с адвокатом — как минимум, ваши родственники будут знать, где вы находитесь, а в присутствии защитника должностные лица не будут применять пытки.

 

Семь шагов: как прекратить пытки в Беларуси

Чтобы избавить общество от позорного и унизительного явления пыток, правозащитники предлагают сделать следующее:

  1. Ввести в Уголовный кодекс статью «Пытки», соответствующую ст. 1 Конвенции против пыток.
  2. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс изменения, предусматривающие обязательность ведения аудио- или видеозаписи всех допросов.
  3.  Внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающие приостановление рассмотрения уголовного дела в суде до проведения проверки заявлений обвиняемого о применении к нему пыток в целях добиться признательных показаний.
  4. Внести изменения в УПК, предусматривающие незамедлительное отстранение лиц, в отношении которых поступили жалобы о пытках, от исполнения служебных обязанностей на период расследования.
  5. Включить вопросы, касающиеся положений Конвенции против пыток и абсолютного запрещения пыток, в программы подготовки сотрудников органов внутренних дел, СК, органов прокуратуры, судов, пенитенциарных учреждений и других лиц, причастных к содержанию под стражей и допросам.
  6.  Реформировать систему общественного контроля в местах несвободы: ратифицировать Факультативный протокол и создать Национальный превентивный механизм по пыткам.
  7. Создать независимый и эффективный механизм подачи жалоб жертв пыток и жестокого обращения и расследования всех жалоб на нарушения свободы от пыток, в котором следователи не будут обременены конфликтом интересов, существующим на сегодняшний день в СК и органах прокуратуры.