«Мы — европейский университет». Профессор ЕГУ о дистанционном обучении

Для молодого поколения глобализация стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Благодаря сокращению расстояний и ускорению времени всё больше молодых белорусов открывают для себя новые учебные и профессиональные горизонты.

О том, какие возможности предлагает дистанционное образование в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе, мы поговорили с проректором по академическим вопросам ЕГУ профессором Александром Колбаско.

— Александр Николаевич, официально на сайте заявлен заочный формат, но в реальности он дистанционный, почему?

— Дистанционная форма обучения в Литве законодательно не признается и, соответственно, не ведет к диплому. Здесь есть понятие очного (постоянного или high residence) обучения и заочного (продолжающего или low residence). Очный бакалавриат занимает 4 года, заочный — 5 лет. Отмечу, что успевающие студенты имеют возможность пройти любую программу быстрее (они могут брать курсы с опережением).

— В этом году ЕГУ проводит набор на пять программ дистанционной формы обучения. Какие из них пользуются наибольшей популярностью?

— Традиционно самый высокий интерес к программам «Визуальный дизайн» и «Медиа и коммуникации». Минский центр «Пропилеи» проводит подготовку к сдаче вступительных экзаменов в ЕГУ. С этого года все абитуриенты сдают эссе, а на программу по дизайну — композицию. И мы рассматриваем только соответствующие нашим условиям кандидатуры — с абитуриентами проводятся онлайн-собеседования. Отсев есть, но небольшой.

— Язык обучения в основном русский?

— Преподаватель выбирает язык, на котором ему удобнее преподавать. 95% наших студентов — выпускники школ и колледжей Беларуси. Студент выбирает язык, на котором удобнее воспринимать информацию и отвечать. В целом по университету 25% курсов преподается по-английски. В стратегии ЕГУ на 2019–2024 годы стоит амбициозная цель — увеличить количество курсов, изучаемых на английском языке, до 50% на всех бакалаврских программах. Это непросто, потому что абитуриенты приходят с разным уровнем английского языка, но достижимо.

— Расскажите про особенности заочно-дистанционного или продолжающего обучения в ЕГУ.

— Разработкой дистанционной модели образования ЕГУ занимался еще в середине 2000-х вместе с Университетом штата Нью-Йорк (State University of New York). У нас очень сильно развита система дистанционного обучения Moodle, у каждого студента есть учетная запись и доступ к виртуальным классам, заданиям, литературе и т.д. Мы используем и возможности платформы BlueJeance, в которой, например, на мои онлайн-занятия «приходят» студенты, независимо от того, находятся они в Беларуси, Германии, России или Израиле. Такой метод обучения называют inverted classroom. Время согласовываем предварительно — в осеннем семестре занятия проходили с 20:10 по 21:40.

Понятно, что обязать студентов, которые работают, имеют семьи, посетить все дистанционные занятия, сложно, но устанавливается предел — допустим, в 9 из 15 занятий они должны обязательно участвовать. Формы контроля, промежуточные и итоговые — это тест, эссе или другая письменная или групповая работа.

Со следующего учебного года в Литве количество контактных часов на очной и заочно-дистанционной форме уравнивается. Раньше кредитный курс очной формы включал 32 контактных часа, а дистанционной — в 2–3 раза меньше. Ближайшей осенью количество сессий останется прежним (5–6), но продолжительность каждой увеличится до недели.

Новшество повышает качество обучения, но одновременно увеличивает и затраты студентов. Мы обсуждаем варианты в исключительных случаях предоставлять студентам возможность обучения по индивидуальному плану.

— На выходе качество подготовки выпускников очной формы и дистанционной отличается или нет?

— Методически наши программы устроены так, что позволяют тот же самый объем знаний, с теми же компетенциями и результатами обеспечить как на очной, так и на продолжающей форме обучения.

— Студенты рассматривают ЕГУ как стартовую площадку для переезда в Европу?

— Скорее как возможность получить европейский диплом. 62% выпускников ЕГУ возвращаются в Беларусь после окончания учебы. Абсолютное большинство студентов продолжающей формы во время учебы живут и работают на родине. У нас нет распределения, но мы активно работаем со стейкхолдерами и донорами, увеличивая время, которое студенты проводят на практике, получая реальный опыт в профессии.

— Обучение в белорусской школе не стыкуется с подходами ЕГУ. Как включаете студентов в иной формат обучения?

— Либеральная модель обучения — это то, что принципиально отличает ЕГУ. Например, наша общеуниверситетская подготовка построена таким образом, что студенты, изучая классические тексты, работают над содержанием и смыслом: зачем ты пришел в этот университет, что тебе как личности надо от жизни? Мы ломаем ожидания, как и чему мы будем учить.

Второй вводный курс «Язык и мышление» — это своеобразное погружение (для дистанционного обучения это 6 дней по 3 пары), когда преподаватель и студенты проживают время занятий с карандашом в руках. Сначала пишут то, что думают, потом прочитывают и переосмысливают, обмениваются с другими мыслями и смыслами, преподаватель подбрасывает им задания...

Методика основана на осмыслении и более глубоком погружении в классические тексты. Она позволяет настроить студентов на непривычную для них модель преподавания и высокую ответственность за свое обучение.

— Гранты доступны для студентов заочно-дистанционной формы?

— Грантов немного, но у всех есть возможность получить 50- или 100-процентный грант на покрытие стоимости обучения. Грант студент получает за собственное портфолио, сделанное сверх учебы, — речь идет о творческих, академических и социальных достижениях студента.

— Вы преподаете на программах в области культурного наследия, в них больше белорусского или европейского контента?

— Я был директором музея-заповедника «Заславль» больше десяти лет с конца 1980-х, времени восстановления белорусской идентичности. В моих курсах есть наследие Беларуси, в том числе в форме белорусского языка преподавания. В обновленной бакалаврской программе «Европейское наследие» акцент — на европейском наследии. Мы подчеркиваем, в том числе и через дисциплины, что мы — европейский университет.

Мой курс состоит из трех пластов: содержательные материалы по предмету, занятия-обсуждения, творческие проекты. В начале семестра студент выбирает тему по душе и, изучая разные формы музейной активности (экспозиционную, выставочную, фондовую, продвижение и др.), придумывают миссию, концепцию и наполнение музея. В проекте студент описывает то, как знания, полученные на курсе, он применил в проекте.

Россиянин (был лучшим в группе) сделал проект по Августинскому монастырю, в котором расположен ЕГУ. Он изучил документы, придумал миссии и предложил выставочный проект. Две студентки-белоруски разработали концепцию музея белорусского писателя Виктора Мартиновича. Они общались с автором, делали фотографии... Очень сложным в исполнении, но содержательным стал проект музея «Человек после войны». Студент размышлял, через какой посыл, какими предметами дать почувствовать то, что происходит с человеком, прошедшим войну в Афганистане и живущим дальше...

Интереснейшие проекты! Здесь не спишешь, над этим надо думать каждому самостоятельно.

 

В 2019 году Европейский гуманитарный университет приглашает выпускников школ и ССУЗов Беларуси на бакалаврские программы дистанционной формы обучения:

  • Визуальный дизайн
  • Европейское наследие
  • Медиа и коммуникация
  • Международное право и право Европейского союза
  • Мировая политика и экономика

Сдача вступительных экзаменов проходит в Минске. Гражданам и постоянным резидентам Беларуси предоставляются 50% и 100% гранты на покрытие обучения.

Приём документов — до 3 июля.

Подробности на сайте EHU.LT, по телефону +370 5 2639650, в Skype: QuestionEHU, а также в Facebook и VK.