От складской логистики до big data. Как автоматизируют наши предприятия

Нужна ли бизнесу «оцифровка»? Мнение IT-директоров белорусских компаний.

На одном предприятии идет IT-трансформация, а на другом — работают серверы под столом завхоза. Как бизнесу ориентироваться в море новых технологий и извлекать из них пользу? О проблемах, планах, кадрах и автоматизации своих компаний рассказали клиенты облачного провайдера hoster.by.

 

О роли IT-директора: большая свобода и большая ответственность

Юрий Мышко, заместитель директора по информационным технологиям, торговая сеть «Электросила»:

— IT-директор — лидер, новатор, автор IT-стратегии. Планы развития IT в компании формирует также он. Далее по классике: формирование и исполнение бюджетов, управление подразделениями и политикой в IT. А теперь представьте масштаб нашего бизнеса: тысяча человек в штате, миллион накопительных карт торговой сети. При этом достаточно высокий уровень автоматизации ключевых процессов, требующий постоянного совершенствования.

 

Виктор Возный, IT-директор, компания Mark Formelle:

— IT-директор интегрирует технические задачи, отвечает за информационные потоки и принимает решения, позволяющие конкурировать на рынке. Его непосредственным руководителем является директор компании, что предполагает большую свободу и большую ответственность. Как лидер подразделения он отвечает также за мотивацию, поддержание дисциплины и найм новых сотрудников.

Фото sila.by

 

О кадрах: как и у всех, все сложно

Юрий Мышко, торговая сеть «Электросила»:

— Специфика нашей компании — динамичность. IT-отдел должен быстро реагировать на все изменения рынка и вовремя внедрять новые процессы. Поэтому высокий профессионализм и умение учиться — два определяющих качества наших специалистов.

Базовое образование не столь важно. Для системных администраторов важно гореть этой работой, причем не только с 9 до 18. Важно желание изучать новое, внедрять и рисковать. Для программистов — плюс умение общаться, слушать и анализировать.

Сейчас в наших IT-подразделениях работают 16 человек. Но мы смогли бы нанять вдвое больше. С кадрами, как и у всех, сложно. Находим на рынке, готовим сами. Повторюсь, главное для нас — умение и желание учиться. Работать научим.

 

Виктор Возный, компания Mark Formelle:

— Мы — развитая ритейл-компания, работающая online и offline. Нам важно, чтобы сотрудник был готов к изменениям, при этом не теряя видения результата.

Найти сотрудника «до тридцати» с десятилетним опытом работы, знанием технологий в области сетевых и системных разработок, бухгалтерского и управленческого учета, финансов и языков программирования труднее, чем найти иголку в стогу сена.

В штате IT-отдела — десять человек с пятилетним стажем работы в компании. Они поддерживают всю сетевую, серверную и программную инфраструктуру, а это более 700 рабочих и около 50 серверных станций. Успешный результат с таким небольшим количеством сотрудников достигается за счет оптимизированных решений, отработанных методик, грамотных ТЗ, инструкций и вики.

 

О технологиях: «облачный» учет ста миллионов продаж в год

Юрий Мышко, торговая сеть «Электросила»:

— У нас сложная IT-инфраструктура. Наша компания — один из крупнейших дистрибьюторов бытовой техники и электроники с 30 офлайн-магазинами, интернет-магазином под торговой маркой «Электросила» и каталогом из 11 000 позиций.

Поэтому мы, в первую очередь, заняты автоматизацией бизнес-процессов. Чем выше уровень автоматизации, тем выше производительность труда, ниже уровень ошибок, а значит, более качественное и быстрое обслуживание наших клиентов.

В работе множество проектов — от внутрискладской логистики до анализа Big data. Актуальные сейчас — внедрение CRM и большой набор Business Intelligence-приложений.

 

Виктор Возный, компания Mark Formelle:

— 12 предприятий, 12 миллионов изделий в год, 170 торговых объектов в 4 странах и 4000 человек в штате — так выглядит наша компания в цифрах. Чтобы успешно вести бизнес такого масштаба, необходимо фокусироваться на новых технологиях.

Сейчас наш департамент занят внедрением системы прогноза продаж на основе искусственного интеллекта и метода анализа больших объемов данных на основе OLAP кубов. Технологии в области web-разработок и решения для интернет-магазинов и ERP-системы для компании также актуальны.

Фото Mark Formelle

 

Об IT-инфраструктуре: курс на аутсорсинг

Юрий Мышко, торговая сеть «Электросила»:

— Мы активно используем аутсорсинг инфраструктуры, вынос серверов поближе к нашему провайдеру, аренду серверов и лицензий двух видов.

Во-первых, это аренда серверов с полным их обслуживанием — от развертывания до сопровождения и резервного копирования. Это делают специалисты hoster.by. Во-вторых, аренда виртуальной инфраструктуры и серверов под собственным управлением — у нашего облачного провайдера.

 

Виктор Возный, компания Mark Formelle:

— Собственная разработка, идеи руководителей, опыт других компаний — мы находим разные пути решения поставленных задач. Достаточное количество передается на аутсорсинг.

Так, администрированием локальной серверной инфраструктуры занимается компания «Первый номер» (fn.by). В облаке hoster.by мы размещаем «1С Бухгалтерию» и несколько сайтов для работы с B2C- и B2B-пользователями. Благодаря облачным решениям стала возможной синхронизация данных между сайтом и базой 1С в режиме реального времени.

В результате посетители markformelle.by и оптовые клиенты компании получают актуальное описание товаров, остатков и цен — с минимальной задержкой, в том числе во время больших распродаж.

Размещение в облаке дает высокую скорость работы наших ресурсов и мгновенное реагирование во время скачков посещаемости и другой нагрузки.

 

Об автоматизации: «оцифровка» ключевых бизнес-инструментов

Юрий Мышко, торговая сеть «Электросила»:

— Уровень проникновения IT в процессы нашей компании высок, но он должен стать еще выше. Не работают на компьютерах в системе управления предприятием только уборщицы и грузчики. И то, пока не работают.

У нас есть полностью автоматизированные процессы. Например, пополнение товарных полок и запасов торговых объектов. А есть процессы, где машина предлагает решение, но его принятие остается за специалистом.

 

Виктор Возный, компания Mark Formelle:

— Руководством компании было принято решение о переходе на ERP-систему. Поэтому во многих структурных подразделениях проводится пересмотр и оптимизация используемых IT-решений, а также автоматизация различных участков.

Я говорю про такие автоматизированные решения, как распределение товаров по интернет-заказам на складе, подбор персонала, прогнозирование продаж, ведение ежедневной отчетности по сети ритейла.

Оптовая и розничная номенклатуры в интернет-магазине автоматически обновляются в режиме реального времени — база 1С размещена в облаке у нашего облачного провайдера.

 

Комментарий hoster.by. Сергей Повалишев, генеральный директор:

— Переходя в облако, наши клиенты оптимизируют бизнес, во многом упрощая себе жизнь. Облака дают возможность сосредоточиться на бизнесе, не тратя средства на IT-инфраструктуру. Есть готовые решения. Вы просто занимаетесь своим продуктом, а за техническую сторону проекта отвечает провайдер.

Бывает, за счет дополнительной эффективности облачных проектов клиенты обходят своих конкурентов, которые пока не используют IT-технологии.