Власти Беларуси с подачи МВФ задумались о будущем госсектора

МВФ предлагает переосмыслить роль госсектора в Беларуси и начать подготовку к реформам.

Международный валютный фонд подготовил специальное исследование, посвященное состоянию госсектора в странах Центральной и Восточной Европы, и не обошел вниманием Беларусь. Выводы, к которым пришел валютный фонд, уже стали поводом для мозгового штурма на уровне госорганов.

Неэффективный госсектор: что с ним делать

Белорусские власти, по сведениям БелаПАН, получили от Международного валютного фонда исследование «Переоценка роли государственных предприятий в Центральной, Восточной и Южно-Восточной Европе». Доклад о состоянии госсектора уже стал поводом для мозгового штурма в госорганах. Результаты этого штурма будет рассматривать белорусское правительство.

Доклад МВФ свидетельствует, что сектор государственных предприятий в Беларуси намного больше, чем в других странах Центральной, Восточной и Южно-Восточной Европы.

«Результаты исследования указывают на большое количество госпредприятий в регионе, но в разрезе стран существуют значительные различия», — говорится в докладе.

По количеству госпредприятий в регионе лидирует Россия, там их около 32 тысяч, а вот по численности госпредприятий на душу населения — Беларусь.

Сопоставление показывает, что в Беларуси 380 госпредприятий на миллион человек, в Словении и Хорватии — около 260, в России — 220, в Латвии и Литве — менее 50.

Также Беларусь лидирует в регионе и по вкладу госсектора в занятость.

«В большинстве стран региона на долю государственных предприятий приходится как минимум пять процентов от общего числа занятых или общей добавленной стоимости, но в таких странах как Польша или России эта доля возрастает до примерно 15% и до 30% в Беларуси», — отмечают в своем докладе экономисты Международного валютного фонда.

Правда, таким лидерством в регионе, которое говорит о высоком проникновении госсектора в экономику, Беларуси вряд ли стоит гордиться.

Специалисты МВФ пришли к выводу, что госпредприятия постоянно отстают от частных компаний по показателям эффективности и проблем для экономики генерируют немало.

Так, статистический анализ, проведенный экономистами МВФ, показал, что госпредприятия генерируют меньший доход в расчете на одного работника.

«Основная причина этого в неэффективном использовании ресурсов, в частности, трудовых и финансовых», — говорится в докладе МВФ.

В качестве яркого подтверждения экономисты валютного фонда приводят ситуацию в Беларуси.

«В среднем белорусские госпредприятия генерируют значительно более низкую добавленную стоимость на одного работника, чем частные, а их операционная прибыль на одного работника составляет почти половину от частных компаний. Возврат на вложенный капитал в госкомпаниях Беларуси в среднем в три раза ниже, чем в частных», — говорится в исследовании МВФ.

В заключительной части доклада эксперты валютного фонда приводят ожидаемые выводы о том, что эффективность сектора госпредприятий нужно повышать, а для этого нужны реформы.

«Странам следует по-новому взглянуть на целесообразность существования государственной собственности», — считают эксперты МВФ.

Чтобы оценить, нужно ли компании оставлять в госсобственности, экономисты фонда рекомендуют провести диагностику госсектора и разделить их на три группы.

В частности, в Беларуси МВФ рекомендует разделить все госпредприятия на жизнеспособные, жизнеспособные при условии реструктуризации и нежизнеспособные, то есть те, которые нужно ликвидировать.

 

Сохранить нельзя ликвидировать

Выводы, к которому пришел МВФ в ходе регионального исследования, уже легли на стол белорусского правительства. Существует ли вероятность, что белорусские власти к рекомендациям экспертов валютного фонда прислушаются и приступят к непопулярным реформам?

«Ситуация в госсекторе сложная, финансовое положение многих организаций с госкапиталом неудовлетворительное, поэтому велика вероятность, что подготовка к реформированию госсектора будет вестись», — предполагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

На тот факт, что изменения готовятся, считает она, указывают планы властей по созданию системы страхования работников на случай невыплаты зарплаты при банкротстве предприятий.

«Система страхования, которая предлагается, вызвала немало дискуссий, но с чего-то нужно начинать, и, возможно, начнут именно с этого. Всемирный банк и Международный валютный фонд постоянно рекомендуют белорусским властям создать систему, которая бы защищала население на период реструктуризации госсектора», — напоминает Ирина Точицкая.

Старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук предполагает, что реформы в госсекторе, если и начнутся, будут идти крайне медленно и носить точечный характер.

«Логика властей последних лет такова, что, несмотря на низкие темпы экономического роста, в стране нужно всячески обеспечивать социальную стабильность. Вряд ли после выборов от этого подхода откажутся, пока для этого не видно предпосылок», — считает Крук.

Поэтому масштабных реформ, говорит он, ожидать не стоит.

На тех госпредприятиях, которые имеют совсем сложное финансовое положение, власти могут все-таки пойти на сокращение занятости, предполагает экономист.

«Основной упор правительство сейчас делает на повышение эффективности управления госсектором. Благодаря этому подходу бизнес-модели некоторых госпредприятий могут стать жизнеспособными. Но это не везде сработает, так как если продукция не востребована рынком, то даже самый эффективный менеджмент не поможет», — резюмировал Дмитрий Крук.