Почему в управлении госсектором полно казусов?

Правительство пытается выстроить эффективную систему управления госсектором, которая пока далека от идеала.

Производительность труда в госсекторе, согласно оценке правительства, в полтора раза ниже, чем в частном секторе. Многие финансовые показатели работы госпредприятий настораживают. Правительство пытается исправить ситуацию за счет внедрения современных форм корпоративного управления госсектором. Удастся ли?

 

Казусы с независимыми директорами и дивидендами

В последние месяцы на официальном уровне появляется много информации по вопросам корпоративного управления госсектором, чувствуется, что правительство занялось темой всерьез.

Для такого поворота событий есть основания. Премьер-министр Сергей Румас не далее как в апреле заявил, что производительность труда в госсекторе в полтора раза ниже, чем в частных компаниях. Финансовые показатели госпредприятий также не радуют. Более 75% просроченной кредиторской, дебиторской и кредитной задолженности, накопленной в экономике, приходится на госсектор.

Исправить ситуацию к лучшему и повысить эффективность работы госсектора правительство пытается за счет внедрения современных форм корпоративного управления. В частности, в наблюдательных советах госпредприятий появятся независимые директора, которые должны будут контролировать эффективность работы компаний.

В развитых странах независимые директора, в том числе на госпредприятиях, давно работают. Почему же в Беларуси они вводятся только сейчас? Оказывается, госорганы… боялись согласовывать назначение независимых директоров в подведомственные компании. Такой вот казус.

В мае тема корпоративного управления поднималась на конференции, организованной Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей имени Кунявского. Первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев отмечал, что возможность вводить независимых директоров в состав органов управления госпредприятий у министерств и ведомств была и ранее.

«Конечно, законодательство позволяло. Но давайте представим: вы — руководитель министерства и в вашем подчинении крупное градообразующее предприятие. Вам говорят: действуйте, назначайте независимых директоров, платите им зарплату, ведь законодательство это позволяет. Но вы подумаете: а кто такой этот независимый директор, где его найти и сколько ему платить?» — отметил Васильев.

Четкого ответа, добавил он, на эти вопросы не было.

«А как правоохранительные органы на это (назначение независимого директора) посмотрят? Если ответить откровенно, взялись ли бы вы этим заниматься при той ситуации? При таком положении дел, уверен, не многие рискнули», — подчеркнул Васильев.

Чтобы создать условия для назначения независимых директоров в органы управления госпредприятий, Государственный комитет по имуществу уже сформировал реестр соответствующих специалистов. Кроме этого, в мае комитет совместно с Министерством экономики утвердил методические рекомендации по выплате вознаграждения независимым директорам, избранным в составы наблюдательных советов компаний с госкапиталом.

Таким образом, можно надеяться, что независимые директора в органах управления госпредприятий скоро появятся. Однако вряд ли на этом работу по реформированию системы корпоративного управления госсектором можно будет считать успешно завершенной.

Наблюдатели отмечают, что в сфере корпоративного управления госсектором все еще полно казусов.

«Мне довелось присутствовать на собрании акционеров в одной компании, где было принято решение о начислении дивидендов… при убытках предприятия. Интересуюсь, а из каких источников будете выплачивать дивиденды, а мне отвечают: придется брать кредит», — рассказал на майской конференции почетный председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Георгий Бадей.

В беседе с корреспондентом БелаПАН он пояснил, что проводником принятия решения о выплате дивидендов оказался представитель государства в акционерном обществе.

«На собрании акционеров выступает пенсионерка и говорит: зачем общество вгонять в долги, а представитель государства голосует за начислении дивидендов», — пояснил Бадей.

Такие казусы, как выясняется, происходят из-за того, что на компании с госкапиталом возложена ответственность за своевременную уплату дивидендов государству. Правда, в Государственном комитете по имуществу говорят, что такие прецеденты «не носят системный характер», а нормы законодательства, которые такое порождают, планируют подправить.

 

Управлять лучше по-китайски, а не по-советски

По данным Государственного комитета по имуществу, «сейчас идет работа по выстраиванию эффективных элементов корпоративного управления на тех предприятиях, где есть доля государства». Госслужащие назначаются председателями наблюдательных советов, а комитеты в составе наблюдательных советов в обязательном порядке возглавляют независимые директора.

«Повышение эффективности госсектора — очень актуальная задача для Беларуси, и для ее решения необходимо реформировать систему корпоративного управления», — отметил в комментарии для БелаПАН директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.

Во всем мире, отмечают эксперты, грамотное корпоративное управление является гарантом эффективной работы компании.

«Для этого в компаниях создаются наблюдательные советы, главная функция которых — обсуждение и утверждение стратегии, а также организация системы контроля по выполнению стратегии», — подчеркнул в беседе с корреспондентом БелаПАН председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.

Миссия наблюдательного совета, говорит он, — осуществлять контроль таким образом, чтобы иметь возможность высказывать собственнику компании независимое мнение относительно перспектив развития бизнеса.

«Из-за того, что перед госсектором в ряде случаев ставились чисто социальные задачи, наблюдательные советы выполняли ранее имитационную функцию. В этом главная проблема белорусского корпоративного управления. Мнение людей, которые бы могли повысить коммерциализацию госсектора, ранее было не слишком востребовано», — отмечает Александр Швец.

При этом одно лишь назначение независимых директоров проблем, которые существуют в сфере корпоративного управления госсектором, не решит, считают эксперты.

«Менеджмент белорусских госпредприятий значительную часть времени посвящает не коммерческим вопросам, а уделяет многочисленным согласованиями принимаемых решений — с местными властями, с госорганами, с правительством. Как правило, чем больше госпредприятие, тем выше у него отчетность и тем чаще ему требуется согласовать «на верху» принимаемые решения», — говорит Осипов.

В Китае, с которым Беларусь пытается развивать отношения, госпредприятия живут в других условиях.

«Там набсоветы определяют стратегию госкорпораций, а менеджмент отвечает за коммерческий результат и при этом обладает достаточной свободой для самостоятельного принятия коммерческих решений. Китайская практика управления позволяет госпредприятиям принимать решения быстро», — отмечает Осипов.

Белорусские госпредприятия, в отличие от китайских, из-за сложившейся практики корпоративного управления во многих случаях быстро принимать решения не могут. По мнению экспертов, белорусская практика управления корпоративным сектором была уместна в советское время, когда государственные предприятия выступали как продавцами, так и покупателями продукции.

«Сейчас ситуация другая: наши промышленные организации львиную часть продукцию поставляют на внешние рынки, конкурируют с глобальными компаниями. В то же время нынешняя система корпоуправления не позволяет нашим госпредприятиям быстро принимать решения, чтобы успешно конкурировать на внешних рынках с «акулами капитализма», — отмечает Осипов.

Казусы в сфере белорусского корпоративного управления связаны еще и с тем, что у нас отраслевые министерства наделены полномочиями по управлению целым комплексом совершенно разных госпредприятий.

«В результате, небольшое количество работников министерств занимается большим количеством госпредприятий. Сложно при такой системе выстроить эффективное управление госсектором, поэтому ее нужно менять, а назначение независимых директоров — один из первых шагов на этом пути», — резюмировал Роман Осипов.