Гадание на электоральной гуще. Какие выборы Лукашенко объявит первыми

Большинство экспертов склоняется к тому, что вначале пройдут президентские, а потом парламентские выборы.

Гадание белорусского политического класса, когда и в какой очередности пройдут очередные президентские и парламентские выборы, должно вызывать иронию у главы государства, даже если он еще сам не определился. Потому что в любом случае Александр Лукашенко — полный хозяин положения.

Фото пресс-службы президента Беларуси

Выборы главы государства должны пройти не позднее 30 августа 2020 года, а в Палату представителей — не позднее 10 сентября 2020 года. Но когда именно?

Достоверно известно, что в бюджете на 2019 год есть строчка «Обеспечение проведения выборов и референдумов». На эти цели предусмотрено 538 650 рублей (примерно 252 тысячи долларов) — фактически это только на годовое содержание аппарата Центризбиркома.

Для сравнения: на проведение 11 сентября 2016 года выборов в Палату представителей в бюджете было предусмотрено 200,6 млрд неденоминированных рублей (10,7 млн долларов). Все электоральные кампании в Беларуси обходятся бюджету примерно одинаково, и это не такая уже заоблачная сумма для страны.

 

Законодательные нюансы

Глава Центризбиркома Лидия Ермошина ранее намекнула, что одна из кампаний может пройти 1 декабря 2019 года, а что не запланированы деньги в бюджете, так это не проблема: «При назначении выборов нужно будет давать поручение правительству, чтобы оно сделало соответствующее постановление и изыскало эти средства из общегосударственных расходов».

Еще в феврале Ермошина предполагала, что даты президентских и парламентских выборов могут быть названы во время ежегодного послания президента. Послание запланировано на 19 апреля. Однако уверенности в том, что электоральная загадка разрешится именно в этот день, у Ермошиной уже не так много.

«Вы знаете, я не могу сказать вам, что будет в послании президента. Не знаю, я сама жду, потому что уже пора отвечать на этот вопрос»,сказала председатель ЦИК журналистам 2 апреля.

Более раннее высказывание Лукашенко, что в 2019 году «у нас начинается политическая вакханалия, которая продлится минимум полтора года», склоняет к мысли, что какие-то выборы в этом году будут назначены. Другое дело, что не обязательно 1 декабря.

Электоральная кампания по закону занимает три месяца, поэтому если голосование будет 1 декабря, то стартовать выборы должны уже 1 сентября. Выборы в Палату представителей назначает президент, и ничего не мешает ему подписать соответствующий указ в любое время.

Выборы же главы государства назначаются на сессии Палаты представителей. Сроки проведения сессий установлены в Конституции: «Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней».

Таким образом, чтобы назначить президентские выборы на 1 декабря, депутатам нужно либо принять решение под занавес весенне-летней сессии, открывшейся 2 апреля, либо получить президентский указ о созыве внеочередной сессии. Прецедент был: таким образом были назначены президентские выборы 19 декабря 2010 года — Палата представителей приняла постановление 14 сентября 2010 года на внеочередной сессии.

 

Какие соображения могут быть у властей?

В 2019 году запланирован рост зарплат и пенсий. При этом экономисты напоминают, что под занавес года у официального Минска начнутся трудные переговоры с Москвой по ценам на энергоносители. С этой точки зрения главную, то есть президентскую, кампанию властям удобнее провести до возможного осложнения белорусско-российских отношений.

Кроме того, оппозиция могла бы использовать парламентскую кампанию, если та будет первой, для раскрутки своих кандидатов в президенты, что выглядит минусом для властей. Да и траты на проведение Европейских игр в Минске больше ассоциируются с подготовкой к президентским, а не парламентским выборам.

Председатель Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин в беседе с автором этих строк выказал мнение, что для Лукашенко было бы рационально первыми провести президентские выборы, «но первыми он проведет выборы в Палату представителей».

«Лукашенко не хочет поспешными президентскими выборами показывать, что есть какая-то чрезвычайная ситуация, то есть свою слабость», — считает Калякин.

Кроме того, политик подчеркивает: если парламентские выборы будут первыми, то оппозиции придется истратить на них почти полностью свои и без того небольшие ресурсы, а на последующую президентскую кампанию средств у оппонентов правящего режима уже не останется. Что властям на руку.

В экспертной среде есть мнение, что если парламентские выборы будут раньше президентских, то власти могут не дать мандатов оппозиционерам, чтобы те не смогли использовать свой статус для более важной президентской кампании. Если же будет обратная очередность, то после гарантированного переизбрания инкумбента на последующих парламентских выборах правящий режим может предоставить несколько депутатских мандатов своим политическим оппонентам или независимым кандидатам.

Эти и подобные размышления приводят большинство экспертов к выводу, что президентские выборы будут раньше парламентских.

Между тем в кампании по наблюдению за выборами «Право выбора», объединяющей большинство оппозиционных партий и организаций, похоже, основная подготовка идет к выборам в Палату представителей.

В свою очередь правоцентристская коалиция (она в полном составе входит в «Право выбора») уже в апреле намерена перейти к практической реализации своего проекта праймериз, в ходе которого может быть определен единый кандидат в президенты.

 

Оппозиция работает сразу по двум планам

Таким образом, оппозиция сейчас работает сразу над двумя сценариями. С учетом дефицита людских и финансовых ресурсов речь в основном идет о «штабных учениях», а не разворачивании полномасштабной кампании мобилизации волонтеров — ее придется начать, когда станет понятно, какие именно выборы будут первыми.

Сейчас за статус единого кандидата собираются соперничать председатель движения «За Свободу» Юрий Губаревич, исполняющий обязанности главы Объединенной гражданской партии (ОГП) Николай Козлов и сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» (БХД) Павел Северинец.

Теоретически двери в праймериз открыты для всех демократических претендентов, но пока никто из других потенциальных кандидатов не сделал публичного заявления о намерении присоединиться.

В случае успеха праймериз как процедуры определения единого кандидата от демократических сил правоцентристская коалиция (ОГП, БХД и «За свободу») может превратиться в ядро объединенной оппозиции. Но за пределами коалиции по этому поводу преобладают сомнения.

Если парламентские выборы будут раньше президентских, то организаторы праймериз выиграют дополнительный срок для реализации своего проекта.

 

Что, кроме праймериз?

Кампания «Право выбора», в которую входят ОГП, Партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), БХД, Белорусская партия «Зеленые», оргкомитет Партии свободы и прогресса, движение «За свободу» и профсоюз радиоэлектронной промышленности, заявила о планах выдвинуть на выборах в Палату представителей 18 кандидатов в депутаты и организовать тотальное наблюдение в этих 18 округах силами 1500 наблюдателей. Если первыми будут президентские выборы, то «Право выбора» придется переобуваться на ходу.

О намерении баллотироваться на пост президента уже заявили председатель Общества белорусского языка имени Франциска Скорины, депутат Палаты представителей Елена Анисим, заместитель председателя Партии БНФ Алексей Янукевич, заместитель председателя Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич, лидер кампании «Говори правду» Татьяна Короткевич. От Белорусского национального конгресса предложена кандидатура имеющего судимость, а потому не имеющего права на регистрацию кандидатом Николая Статкевича.

Вполне возможно, что список претендентов пополнится. Вместе с тем, есть сомнения, что большинство из названных политиков смогут самостоятельно собрать необходимые для регистрации сто тысяч подписей. Эти персоны будут вынуждены либо сходить с дистанции, либо рассчитывать, что власти посмотрят сквозь пальцы на фиктивные подписи, либо вступать в коалиции.