Для белорусской экономики подготовили антикризисную программу

Разработан пакет документов для сохранения финансовой стабильности и недопущения кризиса.

На этой неделе члены правления Национального банка держали ответ перед депутатами парламента. И хотя слышимость в Овальном зале после капитального ремонта так себе, регулятору удалось донести до Палаты представителей основную информацию о том, что конкретно предпринимается для недопущения финансового кризиса.

 

Чтобы не случился (четвертый) кризис

Поскольку уровень финансовой грамотности в Палате представителей разный, и далеко не все депутаты владеют банковской терминологией, руководство Нацбанка старалось не использовать заумную лексику.

Центральная мысль, которую пытался донести регулятор до депутатов, заключалась в том, что в стране обеспечена финансовая стабильность, и было бы неплохо в будущем принять некоторые документы, чтобы ее сохранить.

А чтобы народные избранники лучше усвоили матчасть, зампред Нацбанка Дмитрий Калечиц напомнил о трех финансовых кризисах, которые страна из-за внутренних ошибок и внешних шоков пережила за последнее десятилетие.

Последствия кризиса, случившегося на рубеже 2014-2015 годов, страна ощущает до сих пор, констатировал зампред Нацбанка.

«Обеспечение финансовой и ценовой стабильности — лучшее, что может дать регулятор экономике. Финансовые кризисы крайне разрушительны и способны наносить болезненный удар как по экономическому росту, так и по благосостоянию населения. Из-за кризиса страны теряют 15-20% ВВП», — констатировал Дмитрий Калечиц.

Чтобы кризисы в стране не повторялись, власти подготовили целый комплекс мер для обеспечения финансовой стабильности и вложили их в конкретные проекты госрешений. В частности, в Администрации президента уже находится проект указа, согласно которому Нацбанк и правительство должны будут совместно обеспечивать финансовую стабильность.

Плюс к этому подготовлен законопроект о внесении изменений в Банковский кодекс, который предоставит Нацбанку больше полномочий для обеспечения ценовой и финансовой стабильности в стране. Центральный банк сможет озвучивать прогнозы, которые ранее носили закрытый характер. Тем самым регулятор хочет заслужить доверие к своей политике у населения и в большей степени влиять на инфляционные ожидания в сторону их снижения.

Законопроект также предусматривает самостоятельное утверждение Нацбанком основных направлений денежно-кредитной политики, что исключит вероятность вмешательства в этот процесс других госорганов, которые в былые времена пытались навязать регулятору политику искусственного стимулирования внутреннего спроса.

Цель еще одного проекта госрешения, который подготовлен с участием Нацбанка, — предотвратить нарастание кризисных явлений в реальном секторе экономики. Для этого центральный банк предлагает внедрить механизм, который бы дал шанс проблемным предприятиям выжить. Таким механизмом центральный банк видит рынок проблемных долгов.

Без дополнительных инвестиций, а не кредитной поддержки, проблемные предприятия не способны будут возвращать накопленные долги, заявил заместитель председателя правления Нацбанка Дмитрий Лапко, отвечая на на вопросы депутатов.

«Чтобы решить этот вопрос, нужно создать долговой рынок, правовую базу для которого мы сейчас формируем. Кроме этого, необходима корректировка законодательства о банкротстве и обеспечение прав кредиторов. Если кредитор будет чувствовать, что он, осуществив инвестиции в предприятие, взяв что-то в залог, не может этим залогом воспользоваться, он деньги давать не будет», — подчеркнул Дмитрий Лапко.

 

Недостающие кирпичики

По мнению экспертов, инициативы, с которыми выходит Нацбанк, весьма актуальны для белорусской экономики. Дополнительные антикризисные меры, считают аналитики, необходимо принимать как на микро- , так и на макроуровне.

«Подготовленные документы о финансовой стабильности — кирпичики для недопущения очередного кризиса в стране. Вызовы, которые могут угрожать финансовой стабильности, реальные, и они существуют», — считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

К таковым экономист относит последствия российского налогового маневра, а также внутренние фискальные риски, которые из-за неэффективности госсектора могут привести к разбалансированности госфинансов.

К слову, согласно данным правительства, на начало этого года просроченная задолженность госсектора по внутренним долгам перед республиканским бюджетом превысила миллиард рублей, по внешним — 390 млн долларов.

«Для Беларуси актуальная задача сейчас — ревизия финансовых потоков в госсекторе, чтобы понимать, откуда исходят основные фискальные риски и что с этим можно сделать. Основные проблемы — в неэффективности госсектора. И обязательно нужно эти вопросы решать, чтобы не допустить финансовый кризис в будущем», — убежден Александр Чубрик.

За счет денежно-кредитной политики невозможно повысить эффективность реального сектора экономики, поэтому крайне важно, что в будущем ответственность за финансовую стабильность будет нести не только Нацбанк, но и правительство, отмечает старший аналитик Forex Club Валерий Полховский.

«До последнего времени только Нацбанк занимался финансовой стабильностью, и, естественно, политика регулятора, который ограничил рублевую ликвидность для сдерживания инфляции, не всем нравилась в реальном секторе экономики. Поэтому, используя правительство, лоббисты реального сектора добивались пересмотра нынешней политики Нацбанка», — вспоминает Полховский.

Проект указа, находящийся сейчас в Администрации президента, предусматривает, что Нацбанк совместно с правительством должны будут отвечать за финансовую стабильность, и это очень важно, подчеркивает эксперт.

«По идее, в таком случае разногласий между центральным банком и правительством по ключевым вопросам быть не должно, и это архиважно для сохранения финансовой стабильности в стране», — резюмировал Валерий Полховский.