Метод тыка на ЦТ. По китайскому набрали больше, чем по русскому

На централизованном тестировании теперь будет использоваться новая методика подсчета баллов. Это чтобы сделать систему ЦТ более объективной, говорят в Минобразования.

В этом году при подсчете баллов централизованного тестирования будет использоваться новый метод. И это уже вызвало обеспокоенность у многих скрупулезно подходящих к вопросу ЦТ абитуриентов и их родителей. Как показало репетиционное тестирование, при новой системе подсчета даже методом тыка вполне можно набрать достаточное количество баллов, чтобы подавать документы на поступление.

 

Что изменилось в подсчете баллов

Ранее методика подсчета баллов оценивала знания абитуриентов в сравнении друг с другом. Весовой коэффициент тестового задания определялся количеством абитуриентов, которые выполнили успешно или нет данное задание. Чем больше человек справились с заданием, тем меньше был его весовой вклад в общий балл.

Летом прошлого года в комментарии для Naviny.by директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк говорил по поводу старой и новой системы:

«У абитуриентов и их родителей есть определенный психологический груз — низкие баллы на ЦТ в сравнении с баллами в аттестате. Я бы хотел сказать, что это баллы на тестировании, шкала которого отличается от действующей в школе. Перевести баллы ЦТ в школьные оценки простым делением на 10 нельзя. Если на ЦТ кто-то набирает 20 баллов, это не значит, что его знания соответствуют школьной двойке.

Мы работаем над созданием системы оценки, при которой подсчет баллов будет более понятным и справедливым. В 2019 году планируется изменить существующую систему подсчета баллов на ЦТ. Балл задания не будет снижаться по итогам того, как с ним справились абитуриенты. Этот подход позволит более точно измерить и показать в оценке на ЦТ уровень знаний абитуриентов, а набранные баллы будут коррелироваться со школьными оценками».

Теперь баллы будут рассчитываться так.

Сначала определяется первичный балл — это сумма баллов за каждое верно или частично верно выполненное тестовое задание. Количество первичных баллов, которое может набрать абитуриент за верное выполнение каждого задания, будет известно до начала тестирования.

Затем высчитывается процент абитуриентов, набравших тот или иной первичный балл, и уже эти доли в автоматическом режиме преобразуются в 100-бальные оценки. Если, допустим, максимально возможный первичный балл составляет 60, то при преобразовании он будет соответствовать 100 баллам по стобальной шкале, а нулевой первичный балл, соответственно, — нулю баллов.

Здесь мы описали методику подсчета очень упрощенно, так как не все хорошо разбираются в математике, чтобы без подготовки понять, как работает, например, функция нормального распределения. Более детально читайте на сайте РИКЗ.

Директор РИКЗ Юрий Миксюк уверяет, что новая методика подсчета баллов централизованного тестирования более объективна и проверена временем, так как используется во многих развитых странах, в том числе США, Германии, Швеции, Финляндии. Эта же методика применяется при определении IQ.

 

Как мы сдавали китайский

Сейчас проходит третий этап репетиционного тестирования (РТ) по 15 учебным предметам за курс общего среднего образования. По результатам тестирования его участникам выдается правильный вариант ответов для выполнения работы над ошибками.

На сайте Республиканского института контроля знаний можно пройти тестирование сколько угодно раз по всем предметам и сразу же узнать результаты. Можно потренироваться заносить ответы в бланк и главное — сделать работу над ошибками. То есть получить подробный разбор каждой ошибки с указанием учебника, где изучалась тема — вплоть до номера страницы. Одним словом, только учись, все условия созданы.

Однако заинтересованные ученики и репетиторы, пройдя тесты, обратили внимание на то, что в новой системе оценки знаний слишком сильно проявляет себя теория вероятности.

Репетитор по физике и математике Евгений Ливянт пишет на своей странице в Фейсбуке: «Заходим на сайт РИКЗ, открываем тест по физике, вбиваем везде в ответы части А ответ 2, а в части В вообще ответы не пишем, и получаем 51 балл!!!»

Мы не пытались решать задачи по физике, но наугад ответили на вопросы тестов по русскому и китайскому языкам.

В тесте по русскому языку в части А (выбор одного правильного из нескольких вариантов) мы везде выбрали как правильный вариант № 1. Во второй части отвечали наугад. Результат — не попали ни в один правильный ответ в части А, а в части В угадали дважды. Итог — 4 балла по стобалльной шкале.

На ЦТ-2019 проходными для участия в конкурсе будут считаться оценки по русскому языку от 10, а для филологических специальностей — от 25 баллов. Так что в случае с русским языком метод тыка себя не оправдал. При этом очевидно, что ответь мы на несколько вопросов осознанно, минимальные 10 баллов были бы набраны.

По китайскому языку (как и по другим иностранным) надо набрать не менее 15 баллов, чтобы участвовать в конкурсе, если это не профильный предмет. Заполняя бланк по китайскому языку, мы выбирали № 5 как правильный в части А и случайные ответы в части В. Получили 6 баллов, ответив правильно на четыре вопроса в части А и один в части В.

 

Новая методика позволит поднять средний балл

По мнению Евгения Ливянта, новая методика подсчета баллов на ЦТ приведет к их искусственному увеличению, создаст иллюзию улучшения подготовки абитуриентов в сравнении с минувшими годами.

«Таким образом, ближайшая цель — это поднять средний балл по предметам, — сказал Ливянт в комментарии для Naviny.by. — Отдаленная цель — смягчить объединение выпускных школьных и вступительных экзаменов в вузы».

В ближайшие год-два будут обсуждаться изменения в аттестации выпускников школ.

«Мы посмотрим на систему аттестации в средней школе, потому что это одна из форм загрузки учащихся. Допустим, 11-й класс, выпускники сдают четыре экзамена. При этом все экзамены проходят совершенно в иной форме, чем при вступительной компании в вузы», — говорил 3 февраля в интервью каналу ОНТ министр образования Игорь Карпенко.

В случае объединения экзаменов, считает Евгений Ливянт, станет очевидно, что значительная часть выпускников не наберет необходимого количества баллов для аттестации за курс средней школы, а это «чревато социальным взрывом».

В связи с этим он считает объединение экзаменов в современных условиях невозможным. Однако полагает, что измененная система подсчета баллов на ЦТ уже смягчит в глазах общественности проблему низких баллов по ряду предметов, то есть формально нивелирует проблему низкой подготовки абитуриентов.

 

«…и репетиторы не понадобятся»

«Наша цель — сделать систему ЦТ более объективной. Если большее количество детей наберет большее количество баллов, конкурс все равно будет», — отметила в комментарии для Naviny.by пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая.

Она подчеркнула, что при изменении методики оценки ЦТ задача Минобразования была не в том, чтобы увеличить средние баллы при поступлении, а создать систему, при которой знания будут оцениваться объективно.

«Задания тестов полностью будут соответствовать школьной программе. При хорошей подготовке и репетиторы не понадобятся. То, что многие стобальники поступали без них, это подтверждает», — сказала пресс-секретарь.

Что касается перспектив объединения выпускных школьных и вступительных экзаменов в одно испытание, то сейчас речь об этом не идет, отметила Высоцкая.

«Мы говорили о том, что будет единая форма сдачи выпускных и вступительных экзаменов, но это не будет такое испытание, как ЕГЭ в России. Единая форма предусматривает, например, что уже не будут по математике в школе писать контрольную работу, а при поступлении проходить тестирование. Тестирование будет и там, и там. Те, кто будет поступать в вузы, все равно будут сдавать два экзамена — в школе и в вузе», — заключила Людмила Высоцкая.