Собеседование для пенсионеров. Как аптечная сеть борется с эйджизмом

На собеседование на должность администратора приходят не только женщины, но и мужчины.

Когда аптечная сеть ADEL объявила, что набирает на работу администраторов 55+, на предложение откликнулись 483 человека, из них трое мужчин.

Фото pixabay.com

Проект по привлечению сотрудников старше 55 лет получил название «Старший специалист». В его рамках привлекают фармацевтов и провизоров, а также администраторов торговых залов 55+ без фармацевтического образования.

Администраторы будут рассказывать клиентам о сопутствующих товарах в аптеке — косметике, средствах по уходу за кожей лица и тела, гигиенических средствах. Образование не имеет значения. Главное, чтобы человек позитивно относился к жизни, был активным и следил за собой и своим здоровьем, хотел работать, имел хорошую речь, располагающую внешность, был опрятен. Важна готовность к общению.

Средний возраст подавших заявки на вакансию администраторов — 57 лет. Самая старшая заявительница — 81-летняя брестчанка — занимается плаваньем, ездит на велосипеде и изучает иностранные языки. Когда с ней обсуждался вопрос, не будет ли сложно ей стоять в течение четырех часов (работа на полставки), она сказала: «Я перестою всех ваших молодых».

 

«Не чувствую возраста»

Людмила Киселева в свои 65 лет вернулась к изучению английского языка, посещает фитнес, занимается скандинавской ходьбой и планирует начать плавать в бассейне. Недавно с подругами была в аквапарке и спустилась с не самой маленькой горки.

«Не могу сидеть дома», — говорит она о своем образе жизни.

Людмила Киселева — в прошлом банковский работник, много лет работала с финансами:

«Работа была серьезная, курировала кредитные операции. В 56 лет ушла. И вот уже почти десять лет искала работу для ума, чтобы общаться с людьми. Иногда работала, но предлагали в основном уборку. Мне кажется, я способна на большее», — сказала Людмила Михайловна корреспонденту Naviny.by.

Она говорит, что отношение к возрасту в ее жизни менялось: «Моя сестра ушла 20 лет назад в 63 года, тогда казалось, что она cвое пожила. Теперь же мне кажется иначе. Я не чувствую своего возраста и я хочу работать, мне это интересно».

При этом Людмила Михайловна смеется и говорит, что во времена работы в банке очень бы задумалась, брать или не брать 65-летнего человека:

«Думаю, молодежь более сообразительная, чем люди зрелого возраста. У нас же есть жизненный опыт, негативный, в том числе, и часто мы оцениваем явления со всех сторон, предполагая не лучший вариант развития событий. С возрастом становишься более осторожным, это факт».

Так что сам факт того, что в аптечную сеть набирают сотрудников 55+, Людмила Михайловна называет «восхитительной инициативой». И добавляет, что в детстве ей хотелось быть продавцом, скорее всего, потому что она видела, что у людей этой профессии много общения.

Еще одной соискательнице Татьяне 67 лет, у нее был бизнес в России, но прогорел. Она не бедствует, финансовая подушка безопасности у нее есть. Есть также цель — через два года она планирует переехать в Италию и жить на побережье. Для этого ей нужна удаленная работа, поэтому теперь она проходит обучение в сфере SEO.

Медицина ей тоже нравится. Она готова работать администратором аптеки и рассматривает это как ступеньку в карьере. И ее возьмут, скорее всего, потому что у нее четкий план и интерес, и у нее будет результат.

Юлия Шпак

Координатор проекта, менеджер по PR и маркетинговым коммуникациям управляющей компании холдинга «Аптека групп» Юлия Шпак рассказала: «Во время собеседования мы предлагаем пройти реальный кейс — соискатель должен предложить нам крем и сходу попробовать рассказать о его преимуществах так, будто перед ним покупатель в аптеке. Татьяна смогла убедить меня не только купить тот крем, который стоял на столе, но и тот, который у нее был в сумочке. И не потому, что профессионально владеет навыками продаж, ей только предстоит этому научиться, а потому, что уверена в себе, отлично выглядит, знает, что действительно важно для женщины, и на что обратить мое внимание, чтобы я растаяла. Я в роли покупателя захотела быть похожей на этого консультанта. Мне передалась ее уверенность. И я готова поверить ей и вдохновлена ее позитивом».

На собеседование приходят не только женщины, но и мужчины. На должность администратора аптеки подали заявки мужчины, которые ранее были руководящими работниками.

Один из них, например, руководил в Минске отделением международной компании. У другого три высших образования, был преподавателем и в 63 года остался без работы. Он говорит, что хотел бы работать и получать результат, даже если работа будет не высокооплачиваемой. А еще сказал, что без работы он умрет.

 

Перманентный дефицит кадров. И будет только хуже 

Судя по обращениям, люди не могут поверить в то, что компании нужны пенсионеры. «Люди, которым работа не нужна, звонят и спрашивают, действительно ли нам нужны сотрудники 55+», — сказала Юлия Шпак.

Фармацевтическая отрасль сегодня испытывает дефицит кадров. Стандартные способы рекрутинга не решают проблему закрытия вакансий в аптечных сетях.

«Представляя одну из самых крупных аптечных сетей страны, мы ищем альтернативные решения проблемы поиска лучших сотрудников», — отметила координатор проекта.

И в компании пришли к выводу, что надо «делать ставку не только на молодое поколение, но и на новое поколение специалистов старшего возраста».

«Мы будем менять отношение к возрасту внутри коллектива, и в аптеках будут поддерживать сотрудников пенсионного возраста в их желании работать как можно дольше. Для них уже сегодня проводится специальное обучение — тренинги по развитию гибкости, адаптации к возрасту и принятию его, — рассказала Юлия Шпак. — Уже сегодня с нашими сотрудниками работают стилисты, которые помогают выглядеть хорошо. Социальный пакет включает различные программы для поддержки физической формы, развития различных навыков».

Компания «Аптека групп» исходит из прогноза, что население Беларуси будет стареть, а проблема дефицита кадров в разных сферах — усугубляться.

«Значит, логично использовать потенциал зрелых людей. К тому же, — сказала координатор проекта, — ставку на пожилых делают во многих странах, исходя из того, что к 2023 году, по данным ООН, доля населения старше 50 лет в странах Восточной Европы составит более половины».

Но это активные и профессиональные люди, отметила Юлия Шпак: «Статистика говорит нам, что люди старше 50 лет ежедневно используют интернет, у многих есть хобби, многие ведут активный образ жизни. А с учетом того, что качество медицинских услуг повышается, эти люди не соответствуют стереотипу о том, будто они теряют навыки и не могут эффективно работать. Это люди, которые получают новые специальности. Уже сегодня в стране созданы сервисы, которые позволяют им это делать. Например, есть бизнес-инкубатор, который помогает людям 50+ начать свое дело. Есть российское движение «Возраст счастья», которое объединяет людей зрелого возраста, которые ведут активный образ жизни — путешествуют, танцуют, практикуют йогу. Среди этих людей много белорусов. И сеть аптек «Адель» решила доказать, что люди возраста 55+ могут быть эффективными и приносить финансовый результат».

 

В чем бизнес?

«Покупатели ценят профессиональную фармацевтическую помощь и квалифицированную консультацию, в том числе и по выбору лекарственных товаров, — говорит сотрудник отдела персонала компании «Аптека групп» Оксана Китаева. — Поэтому в наших аптеках работают администраторы, способные дать консультацию по товарам, не относящимся к лекарственной группе. Кроме того, на основе мнений наших постоянных покупателей мы сделали вывод, что взрослая женщина с большей готовностью обратится за консультацией по подбору косметики к опытной, стильной даме.

Оксана Китаева

Есть долгоиграющая цель — человек приходит в аптеку, общается с администратором, которая хорошо выглядит, красиво говорит, оптимистична, хочет долго жить и работать. И у него появляется мысль, что он тоже может жить с таким мироощущением».

«Чтобы наши работники могли транслировать такое мироощущение, их к этому подготовят, — пояснила Юлия Шпак. — С фармацевтами, провизорами и администраторами будут проводиться тренинги. Их будут обучать. Ведь, по сути, от того, как работник будет относиться к себе, во многом будет зависеть результат работы. Точно такой же курс будет проходить и для молодых специалистов — фармацевтов и провизоров. У нас запущена новая корпоративная концепция — быть лучшей версией себя. И мы будем пытаться сначала оценить, а затем по итогам этой оценки формировать уровень позитивного мышления через специальные курсы и другие мероприятия. В профессиональном отношении мы в своих сотрудниках уверены, а вот в том, как научиться воспринимать себя и свой возраст, развиваться, многим надо помочь».

Надо сказать, что даже в самой компании привлечение администраторов 55+ было воспринято неоднозначно. Пришлось преодолеть сопротивление — и рынка, и внутреннее, отметила Юлия Шпак:

«Мы работаем и над внутренним сопротивлением. Мы понимаем, что старшим специалистам предстоит обучение, им нужно время на адаптацию. Но аптечная сеть как работодатель готова к этому. Мы наблюдаем за тенденциями в мире, и готовы выступить драйвером в Беларуси».

Оксана Китаева, которая как раз и руководит этим направлением, сама изначально была настроена против: «У нас есть сотрудники старше 60 лет, но эти люди в компании около 20 лет. И принять тот факт, что мы изначально набираем сотрудников 55+, было трудно. Правда, я стала по другому относиться к этому проекту в результате проведения собеседований. От многих я осталась в восторге. В первый день из десяти женщин я была готова пяти сразу же предложить место в наших аптеках и обучить их. Они настолько живые и так хотят работать!»