Подсказка Совмину: депрессивные регионы, которые нужно спасать

Самая сложная ситуация складывается в Витебской, Могилевской и Гомельской областях.

Правительство обнародовало методику, согласно которой регионы страны будут признаваться отстающими. Предполагается, что Минэкономики на основании данных облисполкомов в ноябре подготовит список неблагополучных территорий. Впрочем, их можно назвать уже сейчас, не дожидаясь осени.

 

Три самых проблемных области

Согласно постановлению Совмина, регионы будут признаваться отстающими на основании расчета интегрального показателя. Данный параметр будет определяться по специальной формуле на основании нескольких переменных — динамики численности населения, уровня дотационности местных бюджетов, доходов населения в регионах. Также будет учитываться выручка, которую генерируют регионы.

Данная работа, как записано в соответствующем постановлении правительства, будет проводиться «в целях обеспечения принятия мер по сокращению разрыва между административно-территориальными единицами в уровне и качестве жизни населения».

Определить отстающие регионы страны можно на основании данных 2018 года. Достаточно посмотреть, где люди хотят жить, а где численность населения на протяжении десятилетий постоянно сокращается, чтобы ответить на вопрос, какие регионы являются привлекательными для людей, а какие пребывают в депрессивном состоянии.

За 1996-2018 годы численность населения увеличилась во всех областных центрах и городе Минске, а в подавляющем большинстве районов сокращалась и весьма значительно. Так, за 1996-2018 годы численность населения в 81 (!) из 118 районов уменьшилась на 20% и более.

Особенно тревожная динамика наблюдается в Витебской и Могилевской областях. Там население сократилось в подавляющем большинстве районов на треть и более. В Витебской области в 14 районах из 21-го население за 1996-2018 годы уменьшилось более чем на 30%. В Могилевской области такое же сокращение населения произошло в 15 районах из 21-го.

Сегодня уже наглядно видно, в каких регионах складывается критическая демографическая ситуация, которая объясняет их низкий экономический потенциал.

Также можно выделить и те регионы, которые пока держатся на плаву.

Так, в Брестской области ситуация относительно благополучная — в регионе нет ни одного района с численностью населения менее 20 тысяч человек. В Минской области в одном районе (Стародорожском) численность населения опустилась ниже этой отметки, в Гродненской — в четырех районах.

А вот в Витебской области районов с численностью населения менее 20 тысяч человек — 8, в Гомельской области — 9, в Могилевской области — 12. Неудивительно, что бюджеты районов перечисленных трех областей требуют уже сегодня наибольших (в процентном выражении) дотаций из центра.

Годовые данные об исполнении местных бюджетов за прошлый год пока не опубликованы, но из данных Минфина за январь-сентябрь 2018 года четко видно, каким регионам денег не хватает.

Согласно расчетам Минфина, наиболее дотационными районами (с наименьшей долей собственных доходов в общих доходах местных бюджетов) являются Брагинский, Ельский, Кормянский, Чечерский, Лоевский, Ветковский районы (все находятся в Гомельской области), Краснопольский район Могилевской области и Ушачский район Витебской области.

Во всех этих районах доля собственных доходов в местных бюджетах составляет не более трети, и в основном эти районы финансируются за счет дотаций из центра. Обратите внимание: все эти районы находятся в областях, в которых фиксируются самые высокие темпы сокращения населения.

Еще одно подтверждение в пользу того, что главные проблемы накопились в перечисленных областях, — уровень зарплат. В топ-10 регионов, в которых в декабре 2018 года были зафиксированы низкие зарплаты, — четыре района Витебской области, четыре района Могилевской области и два района Гомельской области.

Таким образом, с какой стороны ни посмотри, а самые отстающие районы находятся в Витебской, Могилевской и Гомельской областях.

 

Проблемные заводы — головная боль… успешных предприятий

Белорусские экономисты считают, что властям давно стоило обратить внимание на проблемы регионального развития, и хорошо, что правительство наконец распорядилось на регулярной основе мониторить отстающие регионы страны.

«Депрессивные регионы — одна из главных угроз белорусской экономики», — подчеркивает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Олег Мазоль.

Тема отстающих регионов — давняя проблема Беларуси, на которую стоило обратить внимание, считает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

«При этом важно не только правильно определить наиболее проблемные регионы, но и выявить причины, из-за которых они оказались в сложном положении», — полагает эксперт.

По ее мнению, универсальных рецептов спасения районов быть не может.

«В те районы, в которых сохраняется экономически активное население, можно пытаться приглашать инвесторов. Депрессивным районам, откуда большая часть трудоспособного населения уехала, крайне сложно будет помочь», — полагает Ирина Точицкая.

Сейчас белорусские власти пытаются «поднять из руин» Оршанский район Витебской области. Правительством уже принят масштабный комплекс мер по развитию этого района до 2023 года.

Вот только методы, с помощью которых власти собираются восстанавливать экономику Оршанского района, экономисты не считают рыночными и эффективными.

На этой неделе стало известно, что акции проблемных промышленных предприятий Оршанского района переданы Минскому тракторному заводу и БелАЗу — флагманам белорусского машиностроения.

«Практику присоединения убыточных заводов к успешным предприятиям, которые должны конкурировать на внешних рынках, вряд ли можно приветствовать. Это совершенно не рыночные методы и они увеличивают издержки тех организаций, которые должны их снижать для успешной работы на экспортных рынках», — считает Ирина Точицкая.

По мнению экспертов, в регионах нужно создавать привлекательные условия для развития частного сектора, а не пытаться спасти проблемные предприятия за счет их присоединения к успешным компаниям.

«Предприятий, которые имеют отрицательную или низкую рентабельность и находятся в сложном финансовом положении, в госсекторе больше, чем тех, которые работают успешно. Так что вряд ли практику присоединения проблемных заводов к успешным предприятиям удастся распространить на всю страну и за счет этого решить проблему отстающих регионов», — резюмировал Олег Мазоль.