Православный атеизм для Беларуси — не парадокс, а нормальное явление

Для отнесения себя к определенной религии необязательно быть активно верующим.

Белорусы сохраняют приверженность христианству. Большинство относит себя к православным — 84,5%. Католиками себя назвали 8%, протестантами — 1,5%. При этом до трети белорусов в бога не верит.

Такие данные получены социологами Информационно-аналитического центра (ИАЦ) при Администрации президента. Результаты опросов опубликованы в недавно вышедшем сборнике «Республика Беларусь в зеркале социологии».

Среди тех, кто позиционирует себя как православный, почти треть (28%) не смогли однозначно сказать, являются ли они верующими, 5% из них заявили, что вообще не верят в бога. Среди католиков и протестантов число сомневающихся и неверующих ниже — 21,5% и 11%.

Аналитики ИАЦ такую разницу объясняют тем, что «для части населения конфессиональная принадлежность сегодня является важным элементом культуры, фактором преемственности поколений, данью традиции, но не проявлением личной религиозности».

Политолог Валерий Карбалевич считает, что ставший в некотором роде мемом термин православный атеизм — это нормальное явление для постсоветской страны.

«Ничего необычного в этом нет. Это последствие советских времен и постоянных переходов из одной конфессии в другую между католичеством, униатством и православием», — говорит он.

Результаты опросов показывают принадлежность к определенной культуре, обоснованной религией, но для этого не обязательно быть верующим человеком, отмечает политолог Юрий Чаусов.

«В этом нет парадокса — даже будучи атеистом, можно разделять христианские ценности, не веря в догматы. В этом плане нет сомнений, что Беларусь — христианская страна с жителями христианской культуры, которые относят себя к православной, католической или протестантской церкви, но не считают себя воцерковленными», — сказал Чаусов в комментарии для Naviny.by.

Это подтверждают и данные ИАЦ — только 12% последователей какой-либо религии практикуют некоторые обряды и таинства. Религиозные же праздники белорусы справляют куда охотнее — 62%. Разделяют убеждения своей конфессии, но не участвуют в обрядах 17% опрошенных.

Разницу в процентном соотношении верующих и неверующих среди православных и католиков Чаусов объясняет разными размерами общин.

«Доминирующей конфессией является православная, в том числе и по закону о религиях. Поэтому там менее ярко проявляется приверженность именно догматической части вероучения. Православному нет необходимости исполнять ритуалы, чтобы ощущать свою принадлежность к конфессии. Для этого ему достаточно жить в православном окружении. Католиков меньше, и потому активно верующие составляют большую долю», — говорит он.

Политолог отмечает недостаток навязанного советской традицией подхода, когда существуют только верующие и атеисты, а между ними никого нет. В западной традиции больше вариантов ответов на вопрос, является ли человек верующим или нет — например, агностики.

Более того, граждане могут разделять культурные ценности и входить в религиозно основанные партии, такие как Христианский демократический союз в Германии. Несмотря на свою приверженность христианским ценностям, партия не является клерикальной, и её членом может быть и атеист.

Эксперты отмечают возможность погрешностей в социологических данных ИАЦ, поскольку опрос выборки менее репрезентативен, чем опрос всех граждан. И не исключено, что результаты переписи, которая пройдет в этом году, особенно в вопросах религии, национальной и языковой принадлежности, будут значительно отличаться от результатов опубликованных ранее соцопросов.