Когда в Беларуси появятся автоматы для приема бутылок?

Внедрить депозитную систему обращения одноразовой тары планируется к 2020 году, но, возможно, сроки сдвинутся.

Изображение носит иллюстративный характер. Фото pixabay.com

Ко второму кварталу этого года в Беларуси могут объявить открытый конкурс, чтобы привлечь инвестора для создания депозитной системы по сбору одноразовой тары. Желание поучаствовать в конкурсе изъявили две компании — Remondis и Tomra.

Об этом Naviny.by рассказал начальник управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун.

Немецкая компания Remondis занимается сбором, вывозом и утилизацией отходов в Беларуси с 2009 года. Она уже заключила с Национальным агентством инвестиций и приватизации протокол, где заявила о намерении поучаствовать в конкурсе. Крупнейший мировой производитель автоматов по приему тары Tomra со штаб-квартирой в Норвегии такой протокол должен скоро подписать.

«Вероятные участники есть, поэтому есть смысл двигаться дальше», — сказал начальник управления Оператора вторичных материальных ресурсов.

Для внедрения в Беларуси депозитной системы подготовлены проект указа и постановления правительства. Они находятся на согласовании в государственных органах. Когда документы будут подписаны, пока неизвестно. Не исключено, что заявленные сроки внедрения системы могут сдвинуться.

«В любом случае, инвестору придется сюда приехать, регистрироваться, начать работать над проектированием системы и ее созданием. Подготовительный этап займет год-полтора», — отметил Анатолий Шагун.

 

Что представляет собой депозитная система?

Депозитную (залоговую) систему обращения одноразовой потребительской упаковки (ДЗС) планируется внедрить в Беларуси до 2020 года. В нее включат всю одноразовую тару кроме упаковки для социально значимых товаров, в том числе детского питания и молочных продуктов. Речь идет о стеклянных и пластиковых бутылках, а также металлических банках. Многоразовая упаковка не будет включена в ДЗС.

Суть системы сводится к тому, что при покупке товара в одноразовой таре потребитель уплачивает за упаковку сумму залога, а при возврате пустой упаковки сумма залога возвращается потребителю.

Сумма залога будет включена в стоимость товара. Она будет отдельно прописана в ценниках. Ее размер пока не определен. Предполагается, что он составит 20 копеек. На этот счет еще будут проводить отдельное социологическое исследование.

«Предварительные прикидки делались. Интерес начинается с 15 копеек. А авторитетное исследование позже сделают», — рассказал начальник управления Оператора вторичных материальных ресурсов.

Сбор упаковки будет осуществляться в магазинах двумя способами: ручной сбор персоналом торгового объекта (в сельской местности) и при помощи тароматов (фандоматов). Всего в стране планируется установить до трех тысяч таких автоматов.

Для возврата залога потребитель должен поднести пустую бутылку к сканеру таромата. Он считает штрих-код, оценит вес и форму упаковки и после этого выдаст чек. Его можно сразу обналичить на кассе либо использовать в зачет стоимости покупки.

Возможно, будет предусмотрена опция пожертвовать средства на благотворительность либо перевести их на телефон.

 

Сколько стоит внедрение ДЗС?

Эксперты посчитали, что для внедрения в Беларуси депозитной системы потребуется 85-100 млн евро. Только на закупку оборудования необходимо 35-40 млн евро. Вложенные средства инвестор сможет отбить за счет трех источников.

Во-первых, все производители товаров в одноразовой упаковке будут платить сбор. Он составит 7 копеек за каждую единицу. В-вторых, инвестор сможет выручить деньги за счет продажи переработчикам отходов ПЭТ, стекла, алюминия. В-третьих, определенное количество упаковки, за которую внесен залог, не возвращается потребителями. По оценкам экспертов, это около 10% всей залоговой упаковки.

 

Что думают производители?

Ранее свое отношение к депозитной системе высказывали производители напитков.

В компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» не считают это наиболее правильным решением.

«Никто не изучал воздействия на всю отрасль производства безалкогольных напитков депозитной системы. Разработчики белорусской системы имплементируют опыт Литвы. Говорят, что потратят 100 млн евро на внедрение, но опыт Германии — это 2 млрд евро в 2006 году», — говорил первый заместитель генерального директора Андрей Рощупкин.

При этом он отмечал, что установка тароматов — это лишь первоначальные затраты на внедрение системы.

«Средняя цена бутылки на полке — 1 рубль, сумма депозита — 20 копеек, которые вернут потребителю. Семь копеек должен будет заплатить производитель системы. Если сравнить это с налогом на прибыль, то это эквивалент увеличения в 2,85 раза. Какой бизнес такое выдержит?» — задавался вопросом представитель «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия».

В компании «Лидское пиво» предлагали доверить создание и управление депозитной системой некоммерческим организациям. При этом сама система, по их мнению, должна быть максимально эффективна, компьютеризирована, а процессы сортировки и переработки автоматизированы.

«Я опасаюсь, что если кто-то возьмется за создание системы депозита, то сделает из этого бизнес. Я считаю, что за нее должна взяться некоммерческая организация, например, гильдия пивоваров, ассоциация производителей безалкогольных напитков, союз розничных сетей — все те, кто будет заинтересован не зарабатывать на этом», — отмечал генеральный директор пивоваренной компании Аудриус Микшис.

Правда, он сомневается, что все производители напитков в Беларуси согласятся инвестировать в проект, поэтому с ним лучше повременить.

В Гильдии пивоваров в свою очередь предполагаемую сумму залога называли очень высокой.

«Тарифы должны быть определены в интересах потребителей и предприятий, чтобы потребители были к ней лояльны, чтобы они могли эту бутылку нести в фандомат. Нельзя допустить, чтобы дельту в этой системе присваивало государство», — отмечал исполнительный директор гильдии Владислав Скребцов.

 

С заботой об экологии

Разработчики законов не против, чтобы депозитной системой управляли ее участники, но ни производители напитков, ни ритейлеры не изъявляют желание инвестировать в проект. Ситуацию также осложняет отсутствие закона о саморегулируемых организациях.

«Мы бы хотели видеть, чтобы система управлялась ее участниками, но стоит вопрос, как это сделать. Скорее всего, это будет вроде наблюдательного совета над учреждением с правом принятия определенных решений», — сказал Анатолий Шагун.

Депозитный сбор, по его мнению, как любая финансовая обязанность в условиях белорусской экономики вызывает отторжение у компаний. «Он и сегодня платится. И по стеклу он даже будет меньше, потому что сегодня в бутылке сидит 9 копеек затрат на утилизацию», — сказал начальник управления Оператора вторичных материальных ресурсов.

Для Беларуси внедрение ДЗС — это, прежде всего, забота об экологии. Эта система ставит себе две цели, рассказал Анатолий Шагун.

Первая — вернуть тару в хозяйственный оборот. Емкость внутреннего рынка стеклянной тары из-под напитков составляет 655 млн бутылок, пластиковой тары — составляет 1,1 млрд бутылок, алюминиевой тары — 30 млн банок. Сейчас по всем трем категориям собирается 25% тары. Внедрение депозитной системы позволит вовлечь в оборот 80%.

Вторая — возврат к практике использования многооборотных бутылок. Сегодня используется примерно только 5% такой тары. Практика налажена в районах, где работают предприятия по выпуску недорогого вина. Сбор бутылок осуществляется через магазины.

«Опыт Литвы показал, что это выгодно и удобно. У них раньше не было многооборотной тары в системе, сейчас они туда включились на добровольной основе», — подчеркнул начальник управления Оператора вторичных материальных ресурсов.