Власти Беларуси планируют революцию в госсекторе?

Результаты работы госпредприятий не вызывают восторга у властей.

На 2019 год белорусские власти поставили задачу разработать закон о госсекторе. Предполагается, что управлять госпредприятиями будут отраслевые госкорпорации, а министерства и ведомства не будут вмешиваться в их работу.

Зачем государству эти изменения и каким будет эффект?

 

Новая идеология для госсектора

На официальном уровне пришло полное понимание того, что эффективность сектора госпредприятий довольно невысока, и ситуацию нужно как-то исправлять.

«Производительность организаций государственной формы собственности в целом по экономике в три раза ниже производительности иностранных компаний, и на четверть меньше производительности частных компаний», — говорится в пояснительной записке к официальному прогнозу социально-экономического развития на 2019 год.

Уточняется, что более низкая эффективность работы госорганизаций связана с недостатками существующей системы управления госсектором. Эти недостатки, считают власти, уже привели к накоплению проблемной задолженности и к перекладыванию ответственности по принятым обязательствам на правительство.

По мнению властей, отсутствие ключевых преобразований, направленных на качественное улучшение работы госсектора, чревато тем, что потенциал экономического роста страны будет весьма ограничен.

Для повышения эффективности госсектора в 2019 году власти планируют разработать закон «О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства».

К слову, впервые о планах по подготовке такого законодательного акта сообщал премьер-министр Сергей Румас, выступая осенью в парламенте.

«Мы считаем, что нужно разработать закон о госсекторе с новой идеологией. Будут пересмотрены подходы к работе института представителей государства. Планируется сократить представителей государства (в наблюдательных советах госпредприятий) из числа госслужащих и замена их на профессиональных управляющих», — рассказывал депутатам Румас.

По информации БелаПАН, закон о госсекторе будет предусматривать, что оперативным управлением должны заниматься профессиональные менеджеры с успешным опытом работы в бизнесе, а не госслужащие.

Предполагается, что по этому закону министерства будут освобождены от выполнения функций оперативного управления госпредприятиями. Госорганы в случае принятия закона должны будут разрабатывать стратегии отраслевой политики.

Что касается оперативного управления госсектором, соответствующие полномочия планируется сосредоточить в специализированных организациях — госкорпорациях. Они должны будут отвечать за управление стратегическими госпредприятиями.

К слову, работа над созданием первой госкорпорации уже ведется. При участии Европейского банка реконструкции и развития создается госкорпорация, которой в оперативное управление будут переданы предприятия Госкомимущества (организации холдингов «Белавтодор» и «Белресурсы»).

 

Диагноз — не очевидный, лечение — не универсальное

Белорусские экономисты позитивно восприняли новость о планах властей разработать закон о госсекторе.

«Тот факт, что государство задумалось о разработке закона о госсекторе, — позитивный сигнал. Разделение функций регулятора и собственника — необходимый шаг для того, чтобы система управления госсектором стала более эффективной. Управлять госпредприятиями должны профессиональные менеджеры, а не госорганы», — считает научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Олег Мазоль.

Вместе с тем, эксперты констатируют, что большого опыта, как повышать эффективность госпредприятий, в Беларуси не накоплено.

«В Беларуси важно развивать практики проактивного антикризисного управления. Они будут востребованы в тех отраслях и на тех предприятиях, которые столкнулись с проблемами своего развития. Антикризисные команды могли бы помочь подготовить эффективный бизнес-план и по мере его реализации улучшить финансовое состояние предприятий», — считает управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ Даниэль Крутцинна.

Однако до последнего времени, констатирует он, антикризисное управление госпредприятиями не получило особого распространения.

«К сожалению, за исключением деревообработки, такие практики не получили распространения. Пока в Беларуси проблемная кредитная задолженность предприятий зачастую пролонгируется, а причины, которые генерируют токсичные долги в реальном секторе, сохраняются», — считает Даниэль Крутцинна.

Международный валютных фонд, миссия которого находилась в Минске в ноябре, рекомендовал белорусским властям провести диагностику сектора госпредприятий.

«Благодаря ей станет понятно, кого реанимировать нельзя, какие госпредприятия могут быть жизнеспособными в случае реструктуризации, а какие уже сейчас не пользуются поддержкой государства и являются эффективными. Универсального рецепта, как повышать эффективность госпредприятий, быть не может», — считает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Учитывая, что внешние условия для Беларуси становятся все более сложными, заниматься повышением эффективности госсектора в ближайшие годы придется, полагает эксперт.

«Для этого нужно будет сокращать затраты, и некоторые меры, очевидно, будут болезненными. Особенно те, которые касаются сокращения избыточной занятости. Поэтому уже сейчас нужно разрабатывать дополнительные меры социальной зашиты уязвимой части населения, которой может грозить безработица», — резюмировала эксперт.