Небо над Белорусской АЭС будут охранять новые «Торы»

Батарея «Торов-М2К» может быстро отразить массированный налет современных средств воздушного нападения.

Приближение срока пуска первого реактора Белорусской АЭС, который запланирован на середину 2019 года, заставляет руководство страны принимать серьезные меры для защиты этого стратегического объекта от нападения с воздуха.

Фото vayar.mil.by

1 декабря военнослужащие 1146-го гвардейского зенитного ракетного полка Военно-воздушных сил (ВВС) и войск противовоздушной обороны (ПВО) Беларуси заступили на боевое дежурство по ПВО Белорусской АЭС.

Полк был расформирован в 2001 году, но воссоздан 1 декабря 2017 года в Барановичах. 1 июня 2018 года министр обороны Андрей Равков вручил части боевое знамя и открыл новый военный городок Ворняны в Островецком районе, недалеко от строящейся АЭС.

 

Что может «Тор-М2»

О том, что 1146-й полк будет нести службу вблизи АЭС, Равков впервые сообщил 14 февраля: «Полк сформирован, он оснащен новыми ЗРК «Тор-М2». Он будет пятибатарейного состава и дислоцироваться под Островцом».

Первые батареи зенитных ракетных комплексов малой дальности (ЗРК) 9К332МК «Тор-М2К» поступили на вооружение ВВС и войск ПВО Беларуси в 2011 и 2012 годах. Недавно российский концерн «Алмаз-Антей» сообщил, что досрочно передал военному ведомству Беларуси пятую батарею ЗРК «Тор-М2К».

 

 

«Тор-М2К» представляет собой модификацию появившегося еще в советские времена ЗРК «Тор». Среди важнейших отличительных особенностей этой версии — вдвое увеличенный боекомплект из 16 новых зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М338К с расширенной зоной поражения, повышенной точностью стрельбы и уменьшенными массогабаритными показателями.

ЗУР, применяемые в ЗРК типа «Тор-М2К», оснащены боевыми частями с поражающими элементами из высокопрочного сплава вольфрама, никеля и железа специальной геометрической формы, обеспечивающими исключение рикошета при любых углах соударения с корпусом цели, высокую скорость и пробивную способность, позволяющую надежно поражать боевые самолеты и вертолеты любого типа, включая летательные аппараты, изготовленные с применением технологии «стелс».

Но главными целями «Тора-М2К» считаются беспилотные летательные аппараты и высокоточное оружие различных видов (противорадиолокационные ракеты, крылатые ракеты и управляемые авиационные бомбы).

Интервал старта ЗУР с одной боевой машины составляет от двух секунд. Таким образом, батарея «Торов-М2К» может быстро отразить массированный налет современных средств воздушного нападения.

Как подчеркивают авторитетные эксперты, в комплексе «Тор-М2К» достигнут высокий (и подтвержденный на практике) показатель такой боевой характеристики, как курсовой параметр поражаемой воздушной цели, который составляет 8 км.

Это значит, что одна боевая машина способна поразить воздушную цель по фронту в полосе в 16 км, что при соответствующей тактической расстановке боевых машин в зенитной ракетной батарее создает сплошную заградительную линию по всему фронту ведения боевых действий.

Дальность обнаружения целей средствами «Тора-2МК» — 32 км, максимальная скорость поражаемых воздушных объектов — до 700 м/с. Зона поражения — до 15 км по дальности и до 10 км по высоте от месторасположения боевой машины комплекса.

 

На белорусских колесах

Без большой натяжки можно сказать, что «Тор-2МК» является плодом сотрудничества предприятий российского и белорусского ВПК.

В 2005 году разработчики Ижевского электромеханического завода «Купол» обратились к конструкторам Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) с предложением создать полноприводное колесное шасси для замены гусеничного транспортера ГМ-5955, на котором изначально базировались боевые машины ЗРК «Тор»

Предполагалось, что такая замена снизит не только стоимость самой зенитной ракетной системы, но и затраты на ее эксплуатацию, увеличит запас хода и срок службы шасси, даст больше комфорта экипажу.

На МЗКТ предложение приняли, и уже 12 июня 2007 года первый образец специального колесного шасси МЗКТ-6922 был передан Ижевскому электромеханическому заводу для монтажа боевого модуля зенитной ракетной системы «Тор-М2К».

Из всех машин МЗКТ шасси МЗКТ-6922 можно назвать самыми новаторскими. Впервые в практике предприятия сделана не рамная, а корпусная (так называемая вагонная) конструкция. Сварной корпус изготовлен из стальных листов со встроенными усиливающими элементами.

Шасси МЗКТ-6922 способно передвигаться по всем видам дорог и разведанной местности, максимальный радиус поворота составляет 12,5 м, глубина преодолеваемого брода — до 1,2 м, максимальная скорость — до 80 км/час (против 65 км/час у гусеничного шасси), грузоподъемность — 12 т, полная масса — 30 т. Экономичный двигатель и два топливных бака емкостью 530 и 200 л обеспечивают запас хода в 1000 км.

 

Чему научил «плюшевый десант»

«Тор-2МК» хорошо показал себя в вооруженных силах Беларуси. Так, на учениях в феврале 2017 года для выполнения стрельб в качестве одной из мишеней был выбран снаряд реактивной системы «Град», то есть цель с минимальной эффективной отражающей поверхностью. Однако «Тор-М2К» поразил и эту цель, подтвердив тем самым тактико-технические характеристики, заявленные производителем.

Некоторые военные аналитики считают, что одной из веских причин привлечь столь мощную, как 1146-й полк, часть ПВО для охраны Белорусской АЭС стали неоднократные нарушения воздушной границы со стороны Литвы.

Последний эпизод имел место 19 апреля 2017 года. Тогда литовский летательный аппарат углубился на территорию Беларуси на 8 км, после чего совершил разворот и покинул наше воздушное пространство. Все это время иностранное воздушное судно контролировалось средствами белорусской ПВО.

Комментируя этот эпизод по горячим следам, ряд экспертов не исключил, что это было умышленное проникновение с целью вскрыть конфигурацию белорусской ПВО на этом участке границы. Более того, в свете этого ЧП по-новому можно трактовать и нашумевший «плюшевый десант».

Речь идет о безнаказанном нарушении воздушной границы Беларуси 4 июля 2012 года низколетящим легкомоторным самолетом, который пилотировали шведские граждане. Этот инцидент вызвал широкий общественный резонанс и жесткие кадровые решения со стороны главы государства.

Но снятием высоких чинов дело не ограничилось. Были резко ускорены темпы перевооружения ВВС и войск ПВО Беларуси современной радиолокационной и зенитно-ракетной техникой как отечественного, так и российского производства, способной обнаруживать и поражать низколетящие цели.

О плодах этого процесса можно судить и по вооружению 1146-го полка.