Творческая личность — не профессия? Как белорусским артистам заработать пенсию

На сегодняшний день авторские отчисления не влияют на пенсионные накопления. Но есть предложения, как это исправить.

На Деловой площадке Санкт-Петербургского международного Культурного форума впервые состоялись дискуссии, посвященные наиболее острым и важным вопросам сферы интеллектуальной собственности как в национальных масштабах, так и в глобальном контексте.

Нашу страну на дискуссионной площадке IPQuorum.Culture представляли композитор, президент Евразийской конфедерации обществ правообладателей Олег Молчан и его супруга популярная певица Ирина Видова.

Ирина Видова

— На форуме вы говорили о роли профессиональных союзов и самозанятости деятелей культуры. Самозанятость — это, по-вашему, наиболее удобная форма деятельности для творческого человека?

Ирина Видова: — На мой взгляд, современная система отношений предполагает именно самозанятость творца. Другое дело, что необходимость управлять своим творчеством отнимает достаточно много времени и энергии. Может быть, создавалось бы больше. Однако реальность диктует свои условия.

— А как сочетается самозанятость и членство в творческом союзе?

И.В.: — У нас много творческих союзов, но я рассказывала в Петербурге о Союзе музыкальных деятелей, членом которого являюсь уже много лет. Считаю, что эта организация неоднократно доказывала свою эффективность. Из последних примеров — союз помог получить мне скидку на аренду одной из самых дорогих площадок — концертного зала Prime Hall. А в результате владельцами зала было принято решение о предоставлении 30-процентной скидки не только для меня, но и для всех белорусских артистов.

Олег Молчан: — В Беларуси довольно высокий порог вступления в профессиональные творческие союзы. Некоторые практики остались еще с советских времен. Ничего не имею против профессиональных союзов, но, на мой взгляд, нужно создавать организации для творческих людей, в которых они могли бы просвещаться, получать юридическую и иную помощь. Не каждый музыкант может позволить себе нанять юриста, чтобы проконсультироваться или составить договоры, а ведь это обычная практика. Нужно учитывать еще и то, что у нас не так много юристов, специализирующихся на авторском праве.

Олег Молчан

— Нужны ли вообще современному артисту творческие союзы? В СССР членство в союзах давало массу льгот и привилегий — от дополнительной жилплощади до пенсии. Член союза композиторов мог заниматься исключительно творчеством и не думать о трудовой книжке, которая лежала дома.

И.В.: — Понятно, что сейчас творческие союзы не могут решать те социальные задачи, которые были возможны в СССР: квартиры, дома отдыха. Но очень важно, чтобы творческих работников не причисляли к иждивенцам, а также нужно решить вопрос с пенсионным обеспечением.

На сегодняшний день авторские отчисления не влияют на пенсионные накопления. В трудовые книжки не заносится профессия «автор» — поэт, автор текста, композитор или исполнитель. У многих трудовые книжки лежат дома. Эти специалисты не имеют конкретной занятости. Действующее в Беларуси законодательство не предусматривает пенсионных отчислений по гражданско-правовым договорам. Взымается подоходный налог, но это не влияет на пенсионные отчисления.

Можно было бы создать фонд по опыту европейских стран. Однако эта инициатива не прошла в Беларуси антикоррупционную экспертизу. В России такие фонды есть, но работают они по принципу благотворительности. Но если мы в Евразийском пространстве, нам нужно инициировать создание фондов и в других странах для создания единой правовой среды и единых условий.

Думаю, меня поддержат коллеги, что нужно принять именно закон, который бы гарантировал пенсии творцам. В нашей стране благодаря профессиональной работе НЦИС авторы систематизировано получают авторское вознаграждение. Можно было бы через эту организацию по заявлениям ее членов отчислять, скажем, 10% на пенсионное обеспечение с их же доходов.

Когда я училась на музыкально-педагогическом факультете нынешнего Педуниверситета, то обратила внимание, что все преподавательницы кафедры вокала очень друг на друга похожи: одного возраста, роста, сложения, одинаковые манеры… Как сестры. Оказывается, в 50-е годы в БССР активно развивали оперное искусство и набирали артисток для Оперного театра. Со временем они переходили на преподавательскую работу. Собственно, и сам факультет был создан, в том числе, для дальнейшего трудоустройства этой оперной плеяды 50-х — вот так советское государство заботилось о людях.

Сейчас же нам самим нужно продумывать какую-то систему, чтобы нынешнее поколение деятелей искусств могло достойно жить, достигнув пенсионного возраста.

О.М.: — По сложившейся практике многие артисты открывают ИП, чтобы иметь статус, позволяющий вести дела в правовом поле, отчислять тот же взнос на пенсию. Как правило, это минимальный взнос, а потом минимальная же пенсия.

Я не верю в историю о том, что хороший творец — голодный. И я выступаю за то, чтобы творчество конвертировалось в доход. Всем известно, что для деятеля культуры одним из главных условий является не только создание произведения, но и его популяризация. Расширение поля деятельности — важная задача, которая стоит перед каждым творческим человеком. Чем больше популярность и охват территории, тем больше зрителей, тем больше шансов на достойную жизнь и признание. И это работает.

Например, Иринин юбилейный концерт «Секрет счастья» транслировали не только белорусские телеканалы, но и по согласованию с Белтелерадиокомпанией мы вышли на телеканалы в России и разместили у них концерт в эфире. Мы получили положительные отзывы из Уфы, Иркутска, Владивостока, Курска, Смоленска и других городов, а также приглашения для выступлений в регионах России. И это всего лишь частная инициатива двух творческих людей.

Если такую деятельность надлежащим образом организовать, то можно не только популяризировать творчество белорусов по всей Евразии, но и создавать взаимовыгодные проекты, которые бы приносили пользу не только творцам и организаторам, но и обществу.

Конечно, для координации такой деятельности должна быть создана централизованная система, например Евразийская продюсерская организация, которая бы тесно сотрудничала и координировала работу с творческим коллективами и региональными организациями. Мне кажется, что это вполне выполнимая задача.

 

 

Фото из личного архива Ирины Видовой