«Это первые шаги». Как создается белорусский электромобиль

Ученые продвигают в производство электромобиль на базе китайского минивэна Joylong.

До конца этого года белорусские ученые планируют презентовать новый электромобиль на китайском шасси, а в перспективе выйти на производство электрокара исключительно из белорусских компонентов.

Naviny.by побывали в Объединенном институте машиностроения и посмотрели, как идет работа над белорусским электромобилем.

Белорусские ученые уже научились делать всю силовую начинку для электромобиля: двигатель, инвертор, редуктор, батарею.

«Компоненты нами наработаны. На их базе можно создавать другие машины», — рассказывает начальник научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Александр Белевич.

Александр Белевич

Мобильным полигоном выступает электромобиль на базе китайского седана Geely SC7. Он был презентован в августе прошлого года. Все компоненты электропривода были белорусскими, кроме батареи. Сейчас накопитель уже заменили на отечественный, а вскоре в институте ждут двигатель с могилевского завода «Электродвигатель». Потом займутся обкаткой инвертора.

«Geely SC7, с которой начиналась вся работа, остается лабораторной площадкой для обкатки технологий. Мы убрали батарею из багажника, о чем было много замечаний, и перенесли ее под днище. У батареи повысилась емкость. Пробег под 200 километров.

Двигатель сейчас изготавливается на могилевском заводе «Электродвигатель». Скоро он будет передан нам. Следующим этапом будет обкатка инвертора, потому что были нарекания, что машина медленная, плохо разгоняется», — рассказывает начальник НИЦ Объединенного института машиностроения.

В производство ученые продвигают минивэн. Машинокомплект закупили у китайской компании Joylong, собрали его и обкатали на полигоне. Сейчас занимаются локализацией белорусского электропривода.

«В этом году мы ограничимся нашей батареей, а в следующем году заместим там привод и зарядное устройство. Всё, что создает наибольшую добавленную стоимость — силовая электрика и электроника, будет белорусского производства», — говорит Александр Белевич.

Работа ведется совместно с белорусской компанией «Юнисон» и ее российским партнером «АТАС Групп», который отвечает за поставку машинокомплектов.

«Юнисон» уже наладил контрактную сборку электромобилей Zotye под Минском. Но модели не будут пересекаться. Минивэн предназначен для служебного и коммерческого использования.

«У крупных предприятий есть протокольная служба. Они используют, к примеру, Volkswagen Transporter в бизнес-комплектации. Такой автомобиль стоит от 50 тысяч долларов и выше. В этом сегменте мы планируем работать. Это разовые автомобили, которые легче затачивать под заказчика», — объясняет начальник НИЦ Института объединенного машиностроения.

Минивэн разгоняется до 120 км/ч. На одном заряде машина может проехать 300 км. Сейчас полная зарядка машины в режиме Mode 2 занимает около 24 часов, замена же зарядного устройства на белорусское позволит сократить это время до 5-6 часов. Минивэн с белорусской батареей будет показан уже в этом году.

Параллельно идет работа над созданием еще одного электромобиля — исключительно из белорусских деталей. Каркас машины будет металлическим, сверху — пластиковая обшивка.

«Каркасная технология — это наиболее дешевый способ, позволяющий делать большое количество модификаций под конкретного заказчика. Но у него не будет скоростей в 100 км/ч. Это будет автомобиль для езды по городу и закрытых территорий. Это первые шаги по созданию белорусского автомобиля с нуля», — отмечает Александр Белевич.

Стоимость такого автомобиля ориентировочно составит до 20 тысяч долларов. Его планируется презентовать в следующем году.

 

 

 

Фото Сергея Сацюка