Налоговая политика в регионах: содрать по максимуму

Чиновники не проявляют гибкость в снижении налогов, размер которых весьма ощутим для бизнеса, поэтому предприниматели мигрируют в соседние страны.

Белорусские предприниматели нередко переводят бизнес в приграничные регионы соседних стран из-за негибкости местных властей по налоговым вопросам.

Об этом говорится в публикации Исследовательского центра ИПМ по итогам региональных конференций KEF-2018.

 

Госорганам не хватает гибкости

Проблема высоких налогов многие годы упоминается малым и средним бизнесом в качестве одной из основных. Общая ставка налогов и взносов в Беларуси, согласно докладу «Ведение бизнеса 2018», составляет 52,9% от прибыли и намного превышает как средний показатель по Европе и Центральной Азии (33,1%), так и в странах Организации экономического сотрудничества и развития (40,1%).

Ситуация осложняется недостаточной гибкостью государственных организаций и местных органов госуправления в принятии решений, отметил директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Например, после появления возможности вводить повышающие коэффициенты для земельного налога и налога на недвижимость во многих регионах они были установлены на максимальном уровне, что резко изменило условия ведения бизнеса для некоторых компаний.

«Они однозначно велики и не стимулируют инвестиционный процесс. Что касается налога на землю, то его размер вынуждает предпринимателей либо вообще отказываться от используемого земельного участка, либо уменьшать его площадь. А в отношении налога на недвижимость получается, что становится невыгодно вкладывать в новое производственное строительство, потому что очень дорого потом за него платить», — отметил в комментарии для Naviny.by председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр Калинин.

Аналогичные последствия имеет негибкая политика в отношении ставок арендной платы, подчеркивают в Исследовательском центре ИПМ.

Например, в период резкого падения цен на аренду коммерческой недвижимости ставки арендной платы на объекты, находящиеся в государственной и коммунальной собственности, продолжали расти вслед за базовой величиной, что привело к оттоку арендаторов таких объектов в частный сектор.

«Сегодня, если говорить по ставкам, то, на мой взгляд, они очень даже высокие. Допустим, на офисные помещения — не менее 10 евро за квадратный метр. В торговле вообще доходят до 20 евро за квадратный метр. Для помещений производственного назначения они более-менее — 1,5-2 евро за квадратный метр. Но это производство, невысокая оборачиваемость капитала и так далее. В целом ставки — существенны. Это чувствительно для бизнеса», — сказал в комментарии для Naviny.by почетный председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) Георгий Бадей.

 

Централизация финансов и внутренний контроль

Низкая гибкость местных властей в значительной степени обусловлена высокой централизацией государственных финансов и внутреннего контроля, отмечает Александр Чубрик.

Местные советы могут не принимать решения о снижении (сохранении неизменными) ставок местных налогов, поскольку существует риск того, что при обращении за трансфертами из вышестоящего бюджетов им как минимум укажут на то, что они не использовали все возможности получения местных доходов.

Аналогично, любые действия по снижению ставок аренды в соответствии с конъюнктурой рынка могут быть расценены контролирующими органами как коррупционные проявления.

 

Миграция бизнеса и консервация ситуации

Эта вынужденная негибкость может блокировать разумную инициативу на местах и искажает стимулы местных органов власти, а также плохо отражается на качестве региональной бизнес-среды на фоне растущей конкуренции с Минском, приграничными регионами России, Польши, Литвы и даже Украины, отмечают в Исследовательском центре ИПМ.

По этой причине предприниматели нередко предпочитают переводить бизнес в соседние страны. «Факты перевода бизнеса в Российскую Федерацию имеют место, но это пока не массовое явление», — сказал Александр Калинин.

Для разрешения ситуации Белорусский союз предпринимателей предлагал пересмотреть принципы перераспределения налогов между бюджетами.

«На сегодняшний день централизация финансовых ресурсов в стране излишняя, поэтому необходимо вернуться к Бюджетному кодексу и пересмотреть две статьи о принципах перераспределения налогов между различными бюджетами. Этим пока никто заниматься не хочет, а отсюда консервация ситуации, которая однозначно не на пользу инвестиционному климату Беларуси», — отметил председатель БСП.

Бизнес-сообщество также предлагало снизить повышающие коэффициенты к налогам на землю и на недвижимость с нынешних 2,5 до 1,5-2, но против этого выступили облисполкомы.

На президиуме Совета министров при предыдущем руководителе Андрее Кобякове положительного для бизнеса решения не было принято, но было заявлено о снижении платежей в перспективе.

«Мы ждем, какую линию займет новое правительство», — сообщил Александр Калинин.

Почетный председатель правления БСПН Георгий Бадей предлагает местным властям не думать только о сиюминутной выгоде от поступления налогов, а прогнозировать на перспективу.

«Если они снизят ставки, то снизят доходы. Но если мы хотим, чтобы у нас развивался бизнес, надо смотреть не только на сегодняшние поступления доходов, а прогнозировать, что будет дальше. Надо более взвешено подходить к ситуации и создавать нормальные условия для бизнеса, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки», — сказал Георгий Бадей.