Торговля топливом приносит белорусским АЗС одни убытки

Операторы выживают за счет действующих при АЗС кафешек и магазинов.

Власти будут постепенно повышать цены на топливо, хотя торговля им на внутреннем рынке приносит убытки. Сети АЗС выживают за счет продажи сопутствующих товаров.

«Мы придерживаемся сдержанной политики по изменению цен. Мы ограничены возможностями по повышению цены социальными факторами, потому что цена на нефтепродукты оказывает влияние и на другие отрасли: на себестоимость произведенной продукции, на транспортные услуги», — рассказал на ежегодной международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь. Производство, трейдинг, розница» заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.

При этом, по его словам, дальнейшие решения по поводу повышения цен на топливо также будут зависеть от внешних факторов.

«Есть несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние. Это цена на нефть, курс белорусского рубля, а также налоговое законодательство. В зависимости от изменения этих факторов будут приниматься дальнейшие решения по изменению цен», — сообщил зампред концерна.

За этот год цены на топливо в Беларуси повышались шестнадцать раз, но они все равно ниже, чем у соседей.

Так, на 10 сентября средняя цена АИ-95 в Беларуси составляла 0,66 доллара за литр, в Украине — 1,09, Польше — 1,37, Литве — 1,40, Латвии — 1,50. Немного ниже была только цена в Брянской области России — 0,63 доллара за литр. Цены на дизельное топливо в Украине выше в 1,4 раза, Литве и Польше — в 2 раза, в Латвии — в 2,1 раза.

Операторы АЗС признаются: торговля нефтепродуктами на внутреннем рынке совсем не прибыльное дело. В соседних странах маржа (разница между закупочной и розничной ценой) составляет 12% и более, а в Беларуси — 8%. Такой уровень не позволяет компаниям покрывать всё возрастающие затраты, что привело к отрицательным финансовым результатам работы предприятий.

«Сегодня маржа в рознице минимальная. И именно это заставляет все сети искать дополнительные заработки и развивать сопутствующую торговлю и сервис и зарабатывать уже на нем, а не на нефтепродуктах», — рассказал в кулуарах конференции заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции государственного предприятия «Белоруснефть» Сергей Каморников.

Сейчас в самой крупной в стране сети АЗС насчитывается 367 магазинов и 240 кафе. С 2005 по 2018 год доля нетопливных продаж в общей выручке АЗС «Белоруснефти» выросла с 2% до 8,2%, в общей прибыли АЗС — с 2% до 78%.

«Если бы у нас не было сопутствующего бизнеса, то, в принципе, сеть была бы убыточной», — сказал Каморников.

По его словам, минусовая рентабельность по торговле нефтепродуктами составляет меньше 10%. В конце мая этого года владельцы частных АЗС просили «Белнефтехим» принять меры по улучшению условий работы в стране. После этого цены на топливо повышались шесть раз.

«Государство кое-что меняет на рынке. Идут медленные, незначительные, но поступательные повышения цен. Я надеюсь, что они выведут отрасль в положительную экономику», — говорил Naviny.by глава группы компаний «А-100» Александр Центер.