Принудительное распределение не уйдет никогда?

Государство решает проблемы рынка труда так, что щепки летят.

Государство закрывает бреши на рынке труда так, что многие молодые специалисты остаются разочарованными системой принудительного распределения. Реально ли так обеспечивать первым рабочим местом выпускников, чтобы и овцы были целы, и волки сыты?

 

Распределить готовы всех, а вот статус молодых специалистов дадут не каждому

В системе распределения могут произойти изменения. В проекте Кодекса об образовании появится норма, согласно которой платников, которые хотят получить первое рабочее место, наделят правами молодых специалистов, сообщила главный правовой инспектор труда белорусского профсоюза работников образования и науки Лариса Манюк на пресс-конференции 9 августа. Все необходимые согласования это положение Кодекса прошло, сказала она.

Пока же платники могут отправиться работать по распределению, однако при этом никаких льгот молодых специалистов не получают.

Льготы молодым специалистам хоть и скромные, но вполне ощутимые. Например, есть ежемесячные выплаты в размере тарифной ставки первого разряда (34 рубля) педагогическим работникам и медикам. Всем молодым специалистам при поступлении на работу выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, есть небольшие компенсации для тех, кто меняет место жительства в связи с распределением или едет работать в зону, пострадавшую от аварии на ЧАЭС.

Поскольку есть отдельные выплаты для выпускников педвузов, учителя даже шутят, что когда заканчивается отработка по распределению, зарплата становится меньше. Так, у молодых специалистов увеличена тарифная ставка, а для столичных учителей есть отдельные доплаты к зарплате.

Не стоит полагать, что платники никогда не соглашаются на распределение. У многих просто нет выбора. Например, врачи делают это в обязательном порядке, иначе невозможно пройти интернатуру, без чего не будет права работать по специальности.

Отметим, что речь о придании статуса молодого специалиста идет только о платниках государственных вузов. По-прежнему открытым остается вопрос, получат ли такой статус студенты негосударственных вузов.

 

Как молодые специалисты переходят дорогу опытным

Между тем, порой потребность в молодых специалистах не соответствует количеству направленных на работу. Если говорить об учителях, учреждения образования подают заявки немного с запасом. И когда молодой специалист приходит на работу, его берут, а в школе перераспределяют нагрузку между теми, кто уже работает, лишая опытных педагогов учебных часов.

«Все делается в пользу молодого специалиста с целью закрепления молодых кадров. Чтобы их закрепить, их надо поддержать материально», — говорит Лариса Манюк.

В профсоюз работников образования и науки уже поступило обращение от учителя со стажем, которой предложили перейти работать на полставки, чтобы дать возможность работать на полную ставку молодому учителю, которого распределили в школу.

Выход нашли — нагрузили учителя не преподавательскими часами, а другими: «Нагрузка учителя состоит из учебных часов, часов организационно-воспитательной работы и допконтроля. Учителя могут догрузить классным руководством, кружками. Ставку всеми правдами и неправдами мы найдем. Есть вопросы, но пока из этой ситуации удается выйти с честью, так чтобы никто не остался без куска хлеба».

Не исключено, что в этом году конкуренция за часы в школе обострится. Постановлением Министерства образования от 3 марта 2018 года № 10 внесены изменения в Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі. Главное новшество — «при реализации образовательных программ общего среднего образования классы делятся на группы при проведении учебных занятий по учебному предмету «иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее девяти учеников». Ранее в группе не должно было быть менее шести и более девяти человек. Теперь максимум вообще не определен.

На практике это означает (помимо снижения уровня преподавания), что в группах по изучению английского языка увеличат количество учеников, а количество уроков, соответственно, уменьшится — вместе с размером зарплаты.

По данным профсоюза, очень небольшое количество учителей работает с нагрузкой 20 учебных часов в неделю (полная учительская ставка), хотя за это среди учительского сообщества, говорит представитель профсоюза, «идет битва, потому что работа в таком режиме дает право на пенсию за особые условия труда». Учителя вынуждены добирать ставку кружками, факультативами и так далее.

Пока от учителей иностранного языка обращений в профсоюз работников образования нет. Лариса Манюк это связывает с тем, что приняты меры, например, не продлевались контракты с пенсионерами: «Первая задача — защитить интересы молодых специалистов с учетом учебно-воспитательного процесса. Пока массовых обращений нет. Однако расписание будет еще составляться до 15 августа».

 

Как удается распределять почти всех бюджетников?

В такой ситуации удивительно, как вузы из года в год каким-то чудом справляются с распределением. Данных по результатам этого года пока нет, а вот в 2017-м Министерство образования рапортовало, что первое место работы получили 98,9% выпускников-бюджетников.

Лариса Манюк обратила внимание на то, что когда выпускники получают направление на работу, считается, что они вроде как распределены. Однако не все так просто: «Дали направление на работу — уже распределен. А когда через три месяца дается справка о самостоятельном трудоустройстве или человек перераспределяется, отчетности нет. Вот и получается, что они все распределены, на самом деле картина совсем иная».

Значительная часть выпускников недовольны существующей системой распределения и говорят об этом. Так профсоюз получил обращение молодых специалистов, суть которого в том, чтобы отменить обязательное распределение. На вопрос, сколько человек подписали документ, представитель профсоюза ответить затруднилась, сказала лишь, что много.

Напомним, при вхождении в Болонский процесс в 2015 году Беларусь подписала Дорожную карту, взяв на себя ряд обязательств, частью которых является сокращение количества выпускников, которые подлежат распределению. Исключение могут составлять лишь те, кто обучается по дефицитным специальностям.

Лариса Манюк на этот счет говорит, что в настоящее время есть выбор — учиться платно и не отрабатывать по распределению или учиться за счет государства и отрабатывать. И стоит его делать правильно на этапе поступления в университет.

Говоря о молодых специалистах, она сказала: «Мы можем им сочувствовать, их жалеть, но когда в райцентре один врач, а вы или ваши близкие заболели, на это смотришь иначе. При этом я понимаю необходимость перераспределения, когда меняется семейное положение, есть также другие моменты. В любом случае если мы говорим об учителях, государство обещало нам, что наши дети будут учиться бесплатно и получат хорошее образование».  

Ну а для этого нужны учителя. И, похоже, принудительное распределение с такими подходами будет использоваться и далее, говорит директор Youth Labour Rights Кристина Рихтер. Однако она считает, что государство должно поддерживать молодежь на рынке труда, «а не ломать жизни принудительным распределением».

Такая поддержка уже есть, отметила на пресс-конференции 9 августа консультант управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Жанна Щемелева.

Например, для безработных молодых людей устанавливается броня рабочих мест. В 2018 году их в стране было 3.795. Также идет обучение за счет бюджетных средств с преимущественным правом его прохождения для молодых людей. В результате 40% от общего количества безработных, отправленных на обучение, — это люди до 31 года.

Ну а среди безработных ежегодно сокращается доля молодежи, правда, это во многом связано с демографической ситуацией, а не с успехами государственной политики в этой сфере. Сейчас 28,5% безработных в стране в возрасте до 31 года. Для сравнения: в 2017-м — 30,8, в 2015-м — 33,9%, в 2000-м — 52%.

 

 

Фото из архива пресс-службы президента




Оставьте комментарий (0)
  • НЕ хотите к принудиловке и распределению, учитесь за свои деньги и не будете зависеть от государства.