Новый Налоговый кодекс вызывает у бизнеса новую головную боль

Новации в налоговом законодательстве, которые касаются предприятий и их работников, настораживают деловое сообщество.

Первое полугодие власти готовили новую редакцию Налогового кодекса. На выходе получился документ, который может несколько облегчить процесс уплаты налогов. Однако бизнес от власти ждет другого — снижения налоговой нагрузки на экономику, по величине которой Беларусь опережает другие страны Евразийского союза.

Фото CTV.by

 

Налоговые новости: хорошие и не очень

К 1 сентября фискальные власти должны положить на стол президента новую редакцию Налогового кодекса. По этой причине в минувший четверг представители бизнеса, Минфина, МНС собирались вместе, чтобы обсудить грядущие нововведения.

Как выяснилось на Республиканском клубе директоров, который вчера проводил Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, новая редакция Налогового кодекса станет в некоторой части более либеральной.

В частности, предполагается, что строго наказывать за несвоевременную уплату налогов будут не всех, а только тех плательщиков, которые систематически не исполняют налоговые обязательства.

«В отношении тех плательщиков, которые допустили несвоевременную уплату налогов, но до этого в течение полугода своевременно исполняли налоговые обязательства, операции по счетам приостанавливаться не будут. Таким плательщикам будет даваться десять дней для погашения задолженности по налогам», — пояснила замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая, выступая на заседании Республиканского клуба директоров.

Представители госорганов также отмечают, что новая редакция Налогового кодекса направлена на упрощение налогового администрирования, в частности, нормирования отдельных затрат, учитываемых при налогообложении.

Правда, конкретно оценить, какой именно эффект получит бизнес от упрощения налогового законодательства, власти не могут. «Методики, которая бы позволяла оценить эффект от упрощения налогового администрирования, у нас нет», — заявил замминистра финансов Дмитрий Кийко. Он затруднился назвать, какое количество часов (дней) смогут сэкономить плательщики благодаря изменениям налоговой системы.

Что касается снижения налоговой нагрузки, то этот вопрос власти пока не готовы рассматривать, а планируют его изучить в ближайшие три года после вступления в силу с 2019 года новой редакции Налогового кодекса. Между тем, бизнес считает, что эта тема актуальна уже сейчас.

К слову, большинство предприятий, принимавших в этом году участие в опросе Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей, назвали высокие ставки налогов главным недостатком существующей налоговой системы. При этом четверть представителей бизнеса отметили, что налоговые платежи составляют более 40% к добавленной стоимости.

Исследование Белорусского союза налогоплательщиков, презентованное в минувший четверг на Республиканском клубе директоров, свидетельствует, что налоговая нагрузка в стране действительно высока и по ее размеру Беларусь лидирует в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Эксперты Белорусского союза налогоплательщиков обращают внимание, что, по данным Министерства по налогам и сборам, налоговая нагрузка на экономику в Беларуси составляет 25% к ВВП, а по данным Международного валютного фонда — более 40% к ВВП. Причем по этому параметру Беларусь лидирует в ЕАЭС.

«Если взять налоговую нагрузку по методологии МНС (налоговые доходы к ВВП), то мы увидим, что она стабильная и даже немного снижается. В то же время по методологии МВФ, которая учитывает обязательные отчисления нанимателей в ФСЗН, налоговая нагрузка в Беларуси намного выше, чем у стран ЕАЭС и Евросоюза», — констатировал заместитель директора Пуховичского комбината хлебопродуктов Леонид Фридкин, выступая на Республиканском клубе директоров.

Другие международные исследования, констатировал эксперт, также свидетельствуют о том, что Беларусь опережает другие страны по размеру налоговой нагрузки.

Информация, поступающая со стороны предприятий, подтверждает, что налоговая нагрузка в Беларуси весьма высока.

«Сегодня стоимость контрольной (идентификационной) марки доходит до 20% стоимости пачки чая», — рассказал корреспонденту БелаПАН Игорь Уфимцев, директор компании «Энергия», которая занимается дистрибуцией чая.

Кроме этого, он обратил внимание, что в Беларуси сегодня высоки имущественные налоги.

«Мы наивно полагали, что, когда у нас будет своя недвижимость, снизятся затраты. А сейчас, когда построили свою недвижимость, затраты на обслуживания выросли и имущественные налоги для юридических лиц стали непомерно большие. За небольшие участки земли и небольшие объекты платим 15 тыс. долларов в год — эта сумма соизмерима со стоимостью аренды», — пояснил Игорь Уфимцев.

 

Отчетность о доходах граждан станет обязательной?

Высокая фискальная нагрузка — не единственная проблема, которая беспокоит сейчас деловое сообщество. Неприятные новости предприниматели получили от законотворцев.

Проект новой редакции Налогового кодекса вменяет в обязанность индивидуальным предпринимателям и предприятиям ежеквартально с 1 января 2019 года предоставлять сведения в налоговые органы о доходах наемных работников. Новый вид обязательной отчетности власти вводят с целью определения малоимущих категорий граждан, которым в автоматическом режиме будут начисляться безналичные жилищные субсидии, то есть предоставляться льготы на оплату услуг ЖКХ.

У представителей бизнеса новый вид обязательной отчетности вызывает раздражение, поскольку, чтобы предоставить в налоговые органы сведения о доходах всех работников по специальной форме, придется проделать немало рутинной работы.

Бизнесмен, председатель Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович на примере своих предприятий подсчитал, что одному юрлицу ведение нового вида отчетности может стоить около 200 долларов в год.

«Это минимум. У нас около 350 тысяч налогоплательщик. Умножьте эту цифру на 200 долларов, и мы получим грубую оценку того, во что нам обойдется ведение нового вида обязательной отчетности», — отметил Труханович.

Предприниматели предполагают, что только на разработку программных решений, которые позволят налогоплательщикам выгружать данные о доходах граждан в МНС по специальной форме, бизнесу по всей стране придется потратить около 17 млн долларов.

Вместо того чтобы вводить новый вид обязательной отчетности, предприниматели предлагают государству разработать единый программный продукт, который бы позволил сократить время- и трудозатраты бизнеса на предоставление государству отчетности.

«Всю информацию налогоплательщики могли бы выгружать в единую базу данных, и пусть сведения, которые необходимы государству для пенсионного фонда, для налогообложения, для выплаты субвенций, брались бы оттуда», — предлагает директор «Легпромразвития» Дмитрий Щелкунов.

Представители бизнеса считают, что новый вид обязательной отчетности в корне противоречит задачам, которые ставились на 2018 год, когда начиналась разработка новой редакции Налогового кодекса.

«Новая отчетность никак не увязывается с задачей по упрощению налогового администрирования, которая ставилась при разработке новой редакции Налогового кодекса. Поэтому нужно еще раз посмотреть, нужно ли вводить эту дополнительную отчетность», — полагает генеральный директор компании «Вилия» Лев Карпач.

Представители предприятий, присутствовавшие на Республиканском клубе директоров, выступили за то, чтобы новая обязательная отчетность не вводилась.

«Мы будем выступать против введения обязательной отчетности. Возможно, от представителей всех бизнесов будет даже заявление по этому вопросу», — сообщила БелаПАН сопредседатель правления, директор БСПН им. Кунявского Жанна Тарасевич.

 

Контроль за ценами усиливается

Наконец, еще одна тема, которая беспокоит деловое сообщество — контроль государства за трансфертным ценообразованием.

Напомним, под трансфертным ценообразованием понимается сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Считается, что такие схемы позволяют перераспределять общую прибыль группы компаний в пользу юрлиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Проект новой редакции Налогового кодекса предполагает усиление контроля государства за такого рода сделками. Представители делового сообщества опасаются, что из-за применения новых методов контроля может пострадать даже добросовестный бизнес, который и не думал уходить от налогов.

Дело в том, что представителям бизнеса хотят вменить в обязанность обосновывать те цены, по которым они заключают сделки с взаимозависимыми лицами. В том случае, если налоговые органы усмотрят нарушения при формировании таких цен, плательщику могут грозить разные санкции — от доначисления налогов до штрафов.

Советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательству Татьяна Быкова обращает внимание на расплывчатость формулировок в проекте новой редакции Налогового кодекса, касающихся трансфертного ценообразования.

«Эти нормы нужно обязательно конкретизировать. Мы не против борьбы государства с уклонением от налогообложения, но дайте налогоплательщикам возможность защититься и отстоять свою правоту в диалоге с налоговыми органами, когда не было умысла идти на нарушение законодательства», — подчеркнула Татьяна Быкова.

В общем, судя по реакции делового сообщества, проект новой редакции Налогового кодекса за месяц до его внесения на рассмотрение главы государства оказался сырым.

Впрочем, это и неудивительно. Несмотря на то, что президент требовал сделать Налоговый кодекс «простым и понятным», проект новой редакции этого документа насчитывает более 1000 страниц. Этот фолиант многие экономисты и финансисты еще прочитать не успели, не то что обсудить.




Оставьте комментарий (0)
  • Хотели сделать как луще, а получилось не то что хотелось. Посмотрим на ришение президента.