Было ваше — стало наше! Проекты, испортившие инвестклимат Беларуси

«Балтика», «Коммунарка», «Мотовело»… Каким инвесторам не посчастливилось вложиться в белорусский бизнес.

Фото pixabay.com

«Собственника уже здесь нет. Собственники — вы», — с такими словами Александр Лукашенко в начале июля фактически национализировал Оршанский авиаремонтный завод. То, что две трети акций завода принадлежат украинской компании «Мотор Сич», никакой роли не сыграло.

Недовольство белорусских властей поведением инвестором не первый раз приводит к крутым переменам в судьбе больших предприятий, в результате которых инвестор, как правило, остается с носом.

Naviny.by вспомнили самые громкие случаи.

 

Несладкий бизнес

Шесть лет назад своих активов в Беларуси лишился Марат Новиков — бизнесмен, владевший контрольным пакетом акций «Коммунарки» и «Спартака». В общей сложности шоколадным бизнесом он занимался в нашей стране 19 лет.

Причиной национализации предприятий послужило то, что бизнесмен якобы продавал какао-бобы по завышенной стоимости, выводил деньги из страны, да ещё и финансировал «некоторых белорусских товарищей», как пояснял позже Лукашенко.

На сегодня доля государства в активах «Коммунарки» — более 75%. По отчету за 2017 чистая прибыль предприятия — 14 млн долларов, в 2012 году, когда предприятие принадлежало Новикову, прибыль составила 10,6 млн долларов. Это видно из годового аудиторского отчета.

«Коммунарка» в прошлом году, находясь под государственным крылом, впервые превысила доходность, которая была при частнике.

Но так происходит не со всеми предприятиями.

 

Под крылом государства стал банкротом

Завод «Мотовело» теперь — банкрот. А когда-то он находился в руках бизнесмена Александра Муравьева. Бизнесмен приобрел завод в 2007 году с обязательством через пять лет наладить мощности для выпуска 500 тысяч велосипедов и 30 тысяч мотоциклов в год.

В 2013 году у предприятия были долги, с которыми согласился помочь во время визита на завод лично Лукашенко. Сам Александр Муравьев инвестировал в предприятие более 30 млн долларов. Но выполнить обязательства у бизнесмена не получилось, и его осудили на 11 лет лишения свободы за «мошенничество», «хищение» и «уклонение от уплаты налогов».

В своем последнем слове в суде Муравьев заявил об избиениях в следственном изоляторе КГБ.

После ареста бизнесмена «Мотовело» перестало выпускать велосипеды. Этим занялось ООО «Мотовелозавод» — новая структура под руководством бывшего главы Мингорисполкома Николая Ладутько. Эта компания арендует площадки у «Мотовело». А предприятие, некогда возглавляемое Муравьевым, объявлено банкротом и должно семи банкам. В залоге у банков недвижимость предприятия более чем на 80 млн долларов.

 

Хочешь варить пиво — вкладывай в колхозы!

Весной далекого 2001-го пивоваренная компания «Балтика» решила приобрести минский пивзавод «Криница». Инвестор должен был вложить в завод 50 млн долларов. «Балтика» понадеялась на порядочность белорусских партнеров и начала инвестировать в завод еще до оформления документов на право собственности — около 10 млн долларов в новое оборудование.

Но тут государство решило внезапно поменять условия контракта. По ним «Балтику» настойчиво «попросили» дать денег на сельское хозяйство (ежегодно от 2 млн долларов) и построить ледовый дворец.

В итоге компания отказалась от производства в Беларуси, судилась с «Криницей» и с большим трудом добилась возврата вложенных средств.

 

Национализация в скрытой форме

Еще один пример скрытой национализации без шума и пыли — деревообрабатывающий завод «Пинскдрев».

В 2010 году на предприятии случилась жуткая авария, которая унесла жизни 14 человек. Фигурантами уголовного дела после трагедии стали гендиректор предприятия Лоран Аринич, директор «Пинсдрев-ДСП» Леонид Логвин и главный инженер Игорь Логвин.

Уже 3 января следующего года акционерное общество «Пинскдрев» де-факто стало государственной собственностью, хотя у государства не было ни одной акции в этой компании.

Управление компанией передали концерну «Беллесбумпром», а наблюдательный совет разогнали. Бывший гендиректор, опасаясь уголовного дела, смог сбежать в Польшу, у него было более 30% акций предприятия.




Оставьте комментарий (0)
  • А эти граждане строили эти фабрики? Как прихватизировали, так и прохлопали. Зажираться не надо было, а делиться с кем надо. Жадность губит фраера.
  • А наше государство строило эти фабрики? Это все в наследство от СССР досталось и было построено за счет союзного бюджета, а не местного. "Делиться с кем надо" - тоесть участвовать в коррупционных сделках с чиновниками?
  • Не строили и что? На Западе, если предприятие государственное и в убытках, его могут приватизировать за 1 доллар. Вы мыслите категориями "марксизма-ленинизма", дружище. А он обанкротился.
  • А наше государство строило эти фабрики? Это все в наследство от СССР досталось и было построено за счет союзного бюджета, а не местного. "Делиться с кем надо" - тоесть участвовать в коррупционных сделках с чиновниками?
  • А наше государство строило эти фабрики? Это все в наследство от СССР досталось и было построено за счет союзного бюджета, а не местного. "Делиться с кем надо" - тоесть участвовать в коррупционных сделках с чиновниками?