Поиски папарать-кветки уже начались. Этнофестиваль «Свята сонца» под Минском

Кульминацией праздника стали Купальские костры, огонь для которых добывался вручную.

Хоть Купалье и отмечают в начале июля, цветок папоротника уже начали искать — на этнофестивале «Свята сонца», который прошел 16-17 июня в музейном комплексе «Дудутки».

Фест, который собирает гостей уже в третий раз, символизирует пробуждение сил природы и связан с древними языческими ритуалами — об этом красноречиво говорил шатер с надписью «гадалка» еще на входе в город мастеров, музыкантов и артистов.

Организаторы обещали воссоздать белорусские национальные традиции и обряды, но получилась эклектика из разных культур. Фест считается международным, потому не в диковинку было встретить под деревом слегка подуставшего шотландского рыцаря или рыжеволосую эльфийку, предлагающую пострелять из самодельного лука.

«Фест традиционно собирает на одной площадке более трех тысяч человек. Формат в этом году расширился — появилась вторая сцена. Музыкальные фолк-команды, а их было около тридцати, выступали с утра до глубокой ночи», — рассказал организатор «Свята сонца», руководитель экстрим-театра «Берсерк» Александр Рак.

Если днем людей можно было встретить на всей территории «Дудуток», то ближе к 23:00, выступлению Лявона Вольского — хедлайнера «Свята сонца», и дети, и взрослые столпились у сцены.

Лявон Вольский

Лидера проекта Volski зрители приветствовали энергичным «Жыве Беларусь!» и бел-чырвона-белым флагом. Музыкант зажег аудиторию своей энергией и харизмой, которые, казалось бы, не иссякают, исполнив и новые, и давно известные треки — про родину, любовь и свободу.

«Как будто в свои шестнадцать вернулся!», «Лявон — ты лепшы!» «Давай «Тры чарапахi — летели возгласы из толпы.

Выступали также группы ReL1kt, Irdorath, Pawa и «Яварына». Из Украины приехали Fram, из Питера — «Тролль Гнет Ель». Но если у ReL1kt песни были мелодичны и вдумчивы, то под остальное приходилось пускаться в отчаянный пляс.

Символом праздника был огонь, а значит и масштабное файер-шоу при участии более двух десятков танцоров, каскадеров и акробатов, соревнующихся в мастерстве вращения пламенных сфер и кубов, вееров и крыльев.

Кульминацией же стали Купальские костры — огонь для них добывался вручную. Около двух часов ночи самые стойкие факельным шествием отправились на берег реки Птичь — прыгать через живое пламя и пускать по воде цветочные венки.

Было ощущение, будто попал в фантастическую деревушку со страниц Толкина. Правда, вместо дракона полетать предлагали лишь на воздушном шаре. Полетать — условно, шар поднимался на высоту всего в пару десятков метров. А вот за 30 рублей можно было сделать круг на легкомоторном самолете.

Мужчины сражались на мечах и курили кальян, дети рассматривали лошадок и павлинов в местном зоопарке, а дамы плели венки и учились создавать обереги. Удивила огромная дженга, популярная настольная игра, превратившаяся в деревянную башню в человеческий рост.

Участники театра «Яварына» прямо на улице учили народным танцам — движения были настолько интуитивными, что присоединиться мог каждый. Не обошлось и без образовательной программы — этнографы рассказывали о белорусских традициях.

Устав от развлечений, можно было устроить себе экскурсию по мастерским — по изготовлению оружия или керамики, музыкальных инструментов или тканей. Ремесленники торговали сувенирами, дизайнеры — украшениями. Чего тут только не было — от самодельного мыла на травах и деревянных мачете до скифских сережек, кованых вешалок и литого герба Погоня с пометкой «специально для офисов».

Впервые в Дудутки приехал уникальный в Беларуси мастер, который создает стрелы и наконечники для охоты — копию тех, что были у наших предков из эпохи палеолита. Новинкой стал и мастер-класс по литью ювелирных изделий. Кузнец расплавлял металл в горне прямо на месте, так, как это делали наши предки еще в средневековье.

Остаться без денег, закупившись всем подряд, было легко, а вот без еды — практически невозможно. Угощений на любой вкус, причем готовящихся прямо на глазах, было вдоволь — в небольших деревянных кафешках, на террасах у пруда или в палатках прямо на поляне.

Никаких очередей, как это часто бывает на больших опен-эйрах, мест хватало всем. Предлагали и грудинку-гриль с квашеной капустой, и колбаски с блинчиками, и шаурму с шашлыком — по вполне приемлемой цене, в пределах пяти-шести рублей за порцию. Все, как и полагается белорусской кухне, довольно сытное и калорийное.

Но о тех, кто сидит на диете, а также вегетарианцах, тоже подумали, организовав продажу фруктовых салатов, фалафелей и вареной кукурузы. Что касается питья, то лидировали медовуха, сбитень и квас. Удобства продумали до мелочей — хватало и туалетов, и урн для мусора.

Неподалеку от входа на фест расположился палаточный городок, правда, прямо посреди поля, в одной большой «куче» — не слишком уютно, зато надежно. Охрана тут работала исправно, скорая тоже дежурила. 

 

 

Фото автора