Зачем власти создают рынок плохих долгов

Необслуживаемые долги сигнализируют о наличии глубинных проблем в экономике.

Накопленные долги остаются серьезным бременем для многих предприятий. Больше всего беспокоят правительство так называемые плохие (необслуживаемые) долги, по которым предприятия не платят. В связи с этим власти уже сделали первый шаг на пути создания в стране так называемого рынка проблемных долгов.

 

Долговой рынок Беларуси: МВФ прилетел на помощь

Отвечая на минувшей неделе на вопросы депутатов, первый вице-премьер Василий Матюшевский отметил, что многие предприятия накопили большие долги, и чтобы решить эту проблему правительство сейчас занимается созданием долгового рынка.

Первый шаг на этом пути уже сделан. На позапрошлой неделе принят указ № 200, который предоставил банкам право продавать проблемные долги с дисконтом, прощать долги, а также обменивать проблемные долги на акции заемщиков.

Стоит отметить, что к принятию этого указа власти шли продолжительное время — документу уже около двух лет, а его принятие откладывалось из-за разных взглядов госорганов на содержание нормативного акта.

Правда, чтобы долговой рынок заработал, одного указа мало. На помощь белорусским властям прилетал персонал Международного валютного фонда. По информации БелаПАН, в апреле в Минске находилась техническая миссия фонда, которая начала консультировать власти как раз по теме создания рынка проблемных долгов.

На правительственном уровне уже создана межведомственная рабочая группа, которая должна еще до конца года подготовить проекты новых документов, необходимых для запуска рынка проблемных долгов. Предполагается, что эти нормативные акты власти также будут готовить при участии МВФ.

«Когда будет готов проект нормативных документов по вопросам создания рынка проблемных долгов, персонал МВФ сможет их рассмотреть и внести свои предложения», — пояснил БелаПАН эксперт в финансовых кругах.

По его словам, «одна из главных задач состоит в том, чтобы выработать единые принципы определения справедливой стоимости проблемных долгов».

Представители коммерческих банков позитивно относятся к планам государства создать долговой рынок.

«Наличие рынка проблемных долгов и специализированных компаний, которые ими занимаются, — это плюс для финансовой системы. Банки в этом случае смогут продавать профучастникам этого рынка проблемные долги, а сами сосредоточатся на своей основной деятельности — кредитовании», — отмечает эксперт БелаПАН в банковских кругах.

Однако проблемные долги сегодня — это не только головная боль банков, но и государства. Чтобы очистить балансы госбанков от токсичных активов, в 2016-м они были переданы созданному по инициативе правительства Агентству по управлению активами. В результате получился своего рода заповедник проблемных долгов, размер которого в отсутствии долгового рынка может только увеличиваться.

 

Когда плохой долг можно (нельзя) продать

Тема плохих долгов — весьма актуальная для Беларуси, считают белорусские экономисты.

«Проблемные активы, которые уже признаны токсичными, давят на белорусские банки. При этом закредитованность предприятий остается высокой, и некоторые долги не признаны проблемными только потому, что по ним выданы госгарантии», — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Компании, которые уже работают с проблемными активами, приветствуют планы государства создать долговой рынок.

«Наша специализация — продажа проблемных активов (залогового и арестованного имущества). Мы готовы работать в том числе и с банками, когда кредитные организации будут продавать с дисконтом проблемные активы. Всегда есть смысл покупать то, на чем можно заработать. Ключевой вопрос этой сделки — в справедливой стоимости таких активов, она должна устраивать обе стороны», — подчеркнул в беседе с корреспондентом БелаПАН директор ЗАО «Белреализация» Михаил Андреев.

По его мнению, создание рынка проблемных долгов — важный для Беларуси вопрос, его решение позволит устранить проблемы, которые накапливаются в экономике.

«Урегулирование возникших проблем напрямую будет зависеть от практического применения нормативных актов, которые станут основой долгового рынка. Важно, чтобы правила взыскания проблемных долгов, которые сейчас готовит государство, в равной степени применялись и по отношению к частным, и по отношению к государственным предприятиям», — отмечает Михаил Андреев.

Судебная практика, продолжает эксперт, говорит о том, что до последнего времени госпредприятия перед законом находились в особом, преференциальном положении.

«Значительная часть проблемных долгов, которые могут появиться на рынке, скорее всего, будут касаться предприятий, находящихся в стадии санации. С таких предприятий взыскать долг практически нереально в этот период, поскольку на этапе санации действует защитный период в отношении должника и взыскание проблемной задолженности невозможно», — предполагает Михаил Андреев.

В таких ситуациях покупать проблемный долг у банка никто не станет, поскольку он ничего не стоит. «Когда речь пойдет о таких безнадежных долгах, банки, скорее всего, будут их прощать», — считает Андреев.

По мнению экспертов, в Беларуси важно не только создать долговой рынок, но и принять меры, которые бы препятствовали образованию в экономике новых плохих долгов.

«Если бы вопрос сводился к накопленным плохим долгам, то для его решения достаточно создать рынок плохих долгов, и постепенно эта проблема стала бы рассасываться. Однако корень бед заключается в том, что в стране сохраняются неэффективные госпредприятия, которые могут сгенерировать необслуживаемые долги в будущем», — считает Дмитрий Крук.

Эксперты выделяют несколько шагов, которые бы снизили вероятность возникновения новых плохих долгов.

«Чтобы не генерировались проблемные долги в будущем, необходимо кредитовать государственные коммерческие предприятия на рыночных условиях. Практика, когда выдавались на льготных условиях директивные кредиты, во многом и сгенерировала тот рост проблемных активов, который произошел в последние годы», — считает Михаил Андреев.

По мнению экономистов, чтобы не допустить роста проблемных долгов в будущем, правительству также следует инициировать диагностику госсектора и определить предприятия, которые могут эффективно работать без постоянной поддержки, и тех, кто в рыночных условиях эффективно работать не может.

«Организации, которые попадут во вторую группу, необходимо продавать либо банкротить. Если этого не делать, новые плохие долги будут, скорее всего, возникать и в будущем», — резюмировал Дмитрий Крук.




Оставьте комментарий (0)