«В Беларуси невозможна утечка информации о содержании тестов ЦТ»

Что изменится в ЦТ в этом и следующем годах.

О том, как в ближайшее время будет меняться система централизованного тестирования, в интервью Naviny.by рассказал директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк.

— Почти 80 тысяч абитуриентов уже зарегистрировались для прохождения централизованного тестирования в этом году. Впереди считанные дни. Как вы считаете, абитуриентов в этом году будет больше?

— До последнего момента представлялось, что количество абитуриентов будет на уровне прошлого года — порядка 92 тысяч человек, но их, судя по всему, будет несколько меньше.

Срок действия сертификатов ЦТ — два года, то есть в этом году будут действительны сертификаты прошлого года. Какое количество прошлогодних сертификатов не использовалось и может быть вновь задействовано во вступительной кампании этого года?

— Действительно, в этом году впервые будут приниматься сертификаты за прошлый год. Однако количество абитуриентов, которые не использовали свои сертификаты, не является значимым среди их общего числа. Две трети поступающих — это выпускники учреждений общего среднего образования этого года, еще треть — это выпускники школ, ссузов и ПТУ прошлых лет.

— Будут ли приниматься сертификаты у тех, кто в прошлом году сдавал ЦТ, будучи учеником 10-го класса?

— Нет. Ученики 10-го класса не могут являться абитуриентами. Если молодые люди хотят проверить свои знания и потренироваться, для этого есть репетиционное тестирование, которое проводится несколько раз в год в разных формах, включая дистанционную, тестирование непосредственно в РИКЗ.

— Означает ли вышесказанное, что можно ожидать более высокой конкуренции при поступлении в вузы?

— Конкуренция в целом растет. В этом году на 5 баллов увеличен минимальный проходной балл по первому профильному предмету для участия в конкурсе. Это еще усилит конкуренцию среди абитуриентов.

Отмечу, что в целом проходные балы при поступлении в вузы увеличиваются. И это связано не с тем, что тесты становятся проще, а скорее с усилением требований к уровню знаний абитуриентов, ростом их мотивации, улучшением уровня подготовки, чему способствует появление большего количества возможностей для самоподготовки.

Например, мы ежегодно выпускаем сборники с тестами прошлых лет. Многие из стобалльников готовились к поступлению в школе и самостоятельно, участвовали в репетиционном тестировании, которое позволяет обнаружить пробелы в знаниях и узнать, на чем сосредоточиться и отработать технологию заполнения бланков ответов.

Естественно, что государство заинтересовано, чтобы в вузы поступали те, кто в состоянии освоить программу высшей школы, чей уровень знаний позволяет в вузе двигаться дальше. Иначе тратятся время и государственные (а зачастую и свои) деньги, а результата в виде специалиста нет. Поэтому и не ставится задача, чтобы каждый абитуриент поступил хоть в какой вуз.

Важнее, чтобы молодые люди нашли свое место в жизни, необязательно при этом получив высшее образование. Траектории жизненного успеха могут быть разные. Конечно, сегодня учиться приходится всю жизнь, и в будущем она может определить  необходимость продолжения учебы в вузе. Но в этом случае выбор будет осознанным и достаточно мотивированным для достижения поставленных целей.

Здание РИКЗ
Здание РИКЗ

— Итак, в этом году ЦТ будет проходить так же, как в прошлом, а задания соответствовать программе средней школы. Верно?

— Да. Контроль соответствия тестов содержанию учебников ведется постоянно. Можно сказать, что у нас есть данные по каждому тестовому заданию — в каком учебнике, на какой странице упоминается тема или типовая задача.

Все изменения, которые происходят в тестах, направлены на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для абитуриента. Например, при испытаниях по химии и физике числовые значения при вычислениях подбираются так, чтобы не напрягать абитуриента. Если произошли изменения в учебниках, то задания по этим разделам не выносятся в тест, чтобы люди, окончившие школу несколько лет назад, были в равных условиях с выпускниками этого года.

При составлении тестов по иностранным языкам используются тексты, близкие по коммуникативному опыту молодежи. Обеспечивается высокое качество иллюстративного материала по географии и биологии, а цветовая гамма для узнаваемости подбирается соответственно той, что была в учебнике.

Цель одна — дать абитуриентам возможность показать свои знания. Конечно, если не учился на системной основе, подготовиться очень сложно. Известная закономерность — чем меньше времени затрачено на работу с информацией и ее осмысление (добычу нового знания), тем хуже она усваивается и меньше хранится.

— Многие думают, что один правильный ответ на ЦТ — это один балл. Однако это ведь не так?

— Верно. У абитуриентов и их родителей есть определенный психологический груз — низкие баллы на ЦТ в сравнении с баллами в аттестате. Я бы хотел сказать, что это баллы на тестировании, шкала которого отличается от действующей в школе. Перевести баллы ЦТ в школьные оценки простым делением на 10 нельзя. Если на ЦТ кто-то набирает 20 баллов (максимальное количество по одному предмету — 100), это не значит, что его знания соответствуют школьной двойке.

И все потому, что ныне действующая методика позволяет оценивать знания абитуриентов в сравнении друг с другом. Весовой коэффициент тестового задания определяется количеством абитуриентов, которые выполнили успешно или нет данное задание. Чем больше человек с заданием справились, тем меньше его весовой вклад в общий балл.

Мы работаем над созданием системы оценки, при которой подсчет баллов будет более понятным и справедливым. В 2019 году планируется изменить существующую систему подсчета баллов на ЦТ. Балл задания не будет снижаться по итогам того, как с ним справились абитуриенты. Этот подход позволит более точно измерить и показать в оценке на ЦТ уровень знаний абитуриентов, а набранные баллы будут коррелироваться со школьными оценками.

При этом для абитуриента ничего не меняется, ему по-прежнему надо будет усердно учиться.

— По информации, которая доходит до общественности, суть изменений ЦТ еще и в упрощении тестов.

— Такой задачи не ставится, однако ЦТ будет развиваться. Для нас важно, чтобы в нем появлялись задания, которые позволят детям с творческими способностями, возможно, испытывающим трудности при рутинном выполнении стандартных заданий, невнимательных при вычислениях, проявить себя. Это беспокоит работников образования в разных странах, везде хотят не упустить, не потерять заряженных на творчество одаренных детей, которым сложно встраиваться в формальные стандартные условия.

— Таким образом, ЦТ в ближайшие годы останется основной формой экзамена в вузы?

— Да. Оно может развиваться и, при целесообразности, дополняться и другими формами испытаний, как это делается сегодня на творческих специальностях.

— Почему абитуриент ни при каких условиях не может увидеть оригинал своего проверенного бланка, чтобы быть уверенным в корректности его проверки?

— Согласно нормативной базе, такой подход не предусмотрен, а мы работаем в соответствии с законодательством. В случае необходимости с результатами ЦТ знакомятся представители контролирующих органов. Мы обязаны и предоставляем бланки ЦТ, если это необходимо для проведения процессуальных действий.

— Большой плюс ЦТ в том, что минимизирован человеческий фактор в оценке знаний. Расскажите, пожалуйста, чем это обеспечивается?

— В нашей стране создана уникальная с точки зрения антикоррупционных возможностей система. Приведу только несколько штрихов.

Доступ к окончательному варианту тестовых заданий имеют реально единицы, это люди, которые подписывают обязательство о неразглашении информации. Они работают с тестами в специальных условиях в комнате с видеонаблюдением на компьютерах без выхода в интернет и разъемов для носителей. Компьютеры надежно хранятся и охраняются. В эту комнату могут войти только определенные люди под подпись и не по одному. Так что режим информационной безопасности обеспечивается на очень высоком уровне.

Ну а к разработке тестов привлекаются творческие коллективы, эксперты, затем с ними работает методист, и задания перерабатываются, специальным образом шифруются и поступают в банк, сформированный за много лет кропотливой работы. Из множества вариантов заданий этого банка после включения генератора случайных чисел Госкомиссия выбирает произвольные 10 из сформированных 500 равноценных вариантов тестов, иногда генератор включается не единожды.

Бланки с вопросами и бланки ответов под счет в специальных запечатанных конвертах доставляются в пункты ЦТ специальной фельдъегерской службой в опломбированных вализах. В пункте ЦТ вализа передается только определенному члену комиссии в присутствии представителя Госкомиссии. После этого пакеты закладываются в сейф и он опечатывается.

Утром происходит случайное распределение членов комиссий и абитуриентов по аудиториям, а затем по такому же принципу — по местам. И только после этого пакет доставляется в аудиторию и там вскрывается.

Система проверки бланков с ответами стандартизированная. Бланки сканирует компьютер, затем к области регистрации имеют доступ одни люди, к области ответов — другие. Все они нанятые на время ЦТ обученные верификаторы. Глядя на экране на бланк ЦТ с ответами, они не знают, с чьим бланком работают, какие были задания и какие правильные ответы.

Каждый бланк проходит многократную проверку разными людьми на распознание введенных ручкой абитуриента букв, цифр и отметок, а потом результаты сопоставляются. Компьютерная программа фиксирует все действия, многократно возвращает к проверке и заставляет сверять с оригиналом.

— А сколько верификаторов вы нанимаете?

— Около двухсот. Важно не количество, а то, что система ни разу не давала сбоя, а коррупционные риски сведены к нулю. Слухи о том, что в сети появились тесты к ЦТ, вызывают только улыбку. В Беларуси невозможна утечка информации о содержании тестов. А молодые люди, которые поступают в вузы, могут быть уверены, что проверка будет корректной. Лучше, конечно, если каждый знак в бланке ответов будет четким и в той графе, где надо.

— Если учесть репетиционное тестирование, проведение ЦТ является прибыльным для бюджета?

— Само ЦТ не окупается, это не прибыльное мероприятие. Чтобы его качественно провести, необходимо постоянно обновлять оборудование, закупать материалы, совершенствовать тесты. Таким образом, средства, которые зарабатываются во время репетиционного ЦТ, задействуются для улучшения качества процесса.

— РИКЗ контролирует качество образования абитуриентов. Каково ваше отношение к проблеме невысокого уровня образования, который дает средняя школа?

— Определенная массовость высшего образования приводит к тому, что часть первокурсников не подготовлены, чтобы двигаться дальше. Часто молодые люди по объективным причинам могут не получить высокий уровень знаний, но у них есть потенциал. Мы должны предоставить им возможность его использовать, а они — приложить дополнительные усилия.

Что до недовольства уровнем абитуриентов, оно ощущается постоянно, хотя школа дает нормальные знания тем, кто хочет учиться. Всегда легче и комфортнее работать с теми, кто уже лучше подготовлен. Заниматься самобичеванием, мол, наша школа не дает знаний, не стоит, это несправедливо. Взять хотя бы многочисленные и регулярные победы наших школьников на международных олимпиадах. Однако и говорить, что нет резерва для совершенствования, тоже нельзя. В наше время тот, кто бежит медленно, стоит на месте.

При всем многообразии подходов к организации учебного процесса в разных странах есть один общий — внимание к учителю. Его статус и благополучие должны быть высокими, и тогда эффективность образовательного процесса в школе будет расти.

Ну и, конечно же, нужно активно задействовать новые технологии, в том числе информационные, цифровые, развивать увлекательную и доступную информационно-образовательную среду.

— Возможно, участие в оценке качества образования PISA, которое недавно прошло в Беларуси, станет поводом для принятия каких-то решений в сфере школьного образования?

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) — тест, оценивающий образовательные достижения 15-летних школьников в разных странах и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Был разработан в 1997 году, впервые прошел в 2000-м. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

РИКЗ занимался организацией оценки качества образования PISA в нашей стране. В Беларуси в 2017 году прошло пробное тестирование учащихся. А в начале мая закончился основной этап, в котором впервые участвовали почти 6 тысяч учеников из 236 школ из всех регионов страны. Школы были отобраны международным организатором, а школьники были отобраны случайным образом из представленных списков учащихся. В каждой из школ явка была не меньше 95%, что является высоким показателем.

Информация о заданиях носит конфиденциальный характер, ведь часть из них через три года будет задействована в новом исследовании.

Результаты станут известны в конце 2019 года. На проверку требуется время, ведь участие принимает 82 страны. К тому же Беларусь была в числе первых двадцати, а исследование в других еще впереди.

— Думаете, в Беларуси случится PISA-шок, как это было в других странах, когда они впервые присоединялись к исследованию?

— Думаю, наши дети показали нормальные результаты. Однако если участвовать в этом процессе на регулярной основе, нужно анализировать тенденции и принимать на их основе корректирующие решения в сфере среднего образования. Этому способствуют и национальные исследования в сфере образования.

 

 

Фото Сергея Сацюка




Оставьте комментарий (0)
  • В норме - вступительные экзамены 18-ти летних может принимать молодой профи, лет, примерно так, до 35-ти. Но такой "полуМясникович" - уж извините, но поворот на Крыжополь - он был левее. И вы его "на тройке с бубенцами" давненько проехали...
  • Доверие к их системе оценки такое же нулевое, как и ко всем остальным гос организациям. Цель их - сократить количество образованных людей в стране. Она не чтобы скрывается, она прямым текстом высказана: "...не ставится задача, чтобы каждый абитуриент поступил хоть в какой вуз. Важнее, чтобы молодые люди нашли свое место в жизни, необязательно при этом получив высшее образование". Уровень доверия здесь повысить легко - дать доступ к скану заполненного бланка ответов и обнародовав правильные варианты ответов. Таким образом каждый убедится в объективности оценки и снимется большинство вопросов. Родитель посмотрел - отвесил подзатыльник абитуриенту и всё - напряженности нет. И нет необходимости впаривать общественности про систему безопасности, шифрование, секретность и объективность оценки. Вашим словам всё-равно никто не верит. Ибо задачи Вам поставленные Вы показали, а средства для их достижения у Вас в руках и их никто не контролирует...