«Евроопту» некуда расти. Крупнейшая сеть просит смягчить законодательство

Ведущие бизнес-союзы выступают против повышения присутствия торговых сетей на рынке.

Компания «Евроторг» предлагает властям разрешить торговым сетям увеличить присутствие в регионах или вообще отменить 20-процентный лимит для продуктовых ритейлеров.

Соответствующие письма направлены в Министерство экономики, Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Администрацию президента в начале мая.

 

Отменить или повысить

ООО «Евроторг» является крупнейшим продуктовым ритейлером в Беларуси и управляет 500 магазинами под брендами «Евроопт» и «Бруснічка». Доля на рынке розничной торговли продуктами питания составляет 19%.

Согласно действующему антимонопольному законодательству, компания не имеет право открывать новые магазины в определенном регионе, если ее доля достигла 20% в объеме розничного товарооборота.

Это пороговое значение, как указано в письме «Евроторга», является самым жестким в Евразийском экономическом союзе. В России оно составляет 25%, а в Казахстане вовсе отсутствует.

В Беларуси, в свою очередь, в качестве критерия для признания компании занимающей доминирующее положение в различных сферах экономики используется порог в 35%. В связи с этим ритейлеру непонятно установление более низкого индивидуального показателя применительно только к розничной торговле.

20-процентный порог, говорится в письме, мешает развитию торговли в малых и средних городах, «от чего страдает конечный потребитель».

«Евроторг» предлагает отменить этот порог или повысить его до 35%. Такие меры, как пишет компания, «создадут условия для привлечения инвестиций, улучшат транспортную инфраструктуру, сделают товары доступнее, что приведет к улучшению жизни белорусов, создаст дополнительные рабочие места и позволит увеличить ВВП».

 

Категорически против

Против предложения «Евроторга» категорично выступили ведущие бизнес-союзы страны. Они считают, что компания не предоставила серьезных обоснований для повышения антимонопольной планки.

В частности, бизнес-сообщество не нашло ответов на вопросы, каким образом увеличение порога отразится на состоянии конкурентной среды в тех или иных регионах, на уровне цен для конечных потребителей, на уровне поступления налогов в местные бюджеты, на уровне развития малого и среднего предпринимательства.

По оценкам экспертов бизнес-союзов, доля крупных сетей (от 20 магазинов) в общем товарообороте продуктами питания страны уже превышает 70%. «То есть, даже установленное пороговое значение в 20% не является ограничивающим фактором для стремительного увеличения доли крупных сетей в товарообороте страны в последние годы», — отмечается в письме в адрес МАРТ.

Во многих районных центрах страны, подчеркивают бизнес-союзы, доля одной крупной сети уже превышает 20% в общем товарообороте, что привело к массовому закрытию торговых объектов малого и среднего бизнеса, «Белкоопсоюза», снижению поступлений в местные бюджеты.

С учетом выручек аффилированных структур доля этой сети в ряде районов превышает 45-50% общего товарооборота продуктов питания, продолжают авторы письма.

Они считают, что сложившаяся ситуация на рынке негативно влияет на конкурентную среду в Беларуси, развитие малого и среднего предпринимательства, финансовое состояния производителей и переработчиков продуктов питания.

«Для устойчивого сбалансированного развития необходимо создание прежде всего реально равных, а не декларированных условий хозяйствования для крупных и малых предприятий как в торговой, так и производственной сферах. Повышение порогового значения общую ситуацию значительно ухудшит», — говорится в письме.

Его подписали Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Республиканская конфедерация предпринимательства, Белорусский союз предпринимателей, Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского, Белорусская научно-промышленная ассоциация.

«Если отменить эту планку, то за год или два доля крупных сетей приблизится к 80-90%. И малого торгового бизнеса не будет в этой стране. Соответственно, не будет малого производственного бизнеса и сервисных предприятий, которые работают на малую торговлю. Нам это нужно?! Это принципиальнейший вопрос. Либо мы окончательно монополизируем торговлю и угробим экономику, либо будем создавать равные конкурентные условия», — отметил в комментарии для Naviny.by сопредседатель РКП Виктор Маргелов.

25 мая предложение «Евроторга» обсуждалось на заседании общественно-консультативного Совета по развитию предпринимательства при Минэкономики, где была поддержана позиция бизнес-союзов. 1 июня предложение ритейлера будет рассмотрено на ОКС при МАРТ. Потом всю информацию передадут в Совет министров. Возможно, к зиме будет принято окончательное решение.