Учить английский в школе будет бесполезно?

Новые изменения опускают уровень изучения иностранных языков в школах Беларуси ниже плинтуса.

С нового учебного года в белорусских школах будут применяться новые стандарты при изучении иностранного языка: минимальное количество учеников в группе составит девять, а максимальное не определено. Из-за последнего момента в школах опасаются, что классы вновь начнут механически делить на две группы, и это скажется на качестве обучения.

Иллюстрация pixabay.com

Постановлением Министерства образования от 3 марта 2018 года № 10 внесены изменения в Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі. Главное новшество — «при реализации образовательных программ общего среднего образования классы делятся на группы при проведении учебных занятий по учебному предмету «иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее девяти учеников».

Ранее в группе не должно было быть менее шести и более девяти человек. Теперь максимум вообще не определен.

 

«Всем часов не хватит»

«Руководство школы нам сообщило, что в группах по изучению английского языка увеличат количество учеников, а количество уроков, соответственно, уменьшится вместе с размером зарплаты», — рассказала Naviny.by учительница английского языка одной из минских школ Татьяна.

Сейчас у нее в группах по 6-7 детей, а если станет больше, то это «может негативно сказаться на качестве обучения».

«Наиболее продуктивны занятия, когда занимается шесть-восемь человек. Только человеку, не имеющему к школе никакого отношения, может казаться, что нет разницы — учить шесть или девять человек. Разница очень большая, тем более, если речь идет о маленьких детях», — отметила Татьяна.

При этом, обратила внимание учитель, «если увеличится число учеников в группе, значит, увеличится нагрузка на меня на каждом уроке, но количество часов в неделю уменьшится. Снизится и зарплата».

У Татьяны заканчивает срок работы по распределению и она уже получила предложение продлить контракт на два года, но сомневается, нужно ли ей это в создавшихся условиях:

«Я не хочу работать на неполную ставку и получать нищенскую зарплату. Ведь очевидно, что если в нашей школе останутся все работающие учителя английского, а количество групп уменьшится, всем часов не хватит».

 

«На качестве обучения изменения отрицательно не скажутся»

Как на практике проявят себя изменения, спросили Naviny.by начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования управления образования администрации Заводского района Минска Екатерину Станилевич.

«На качестве обучения изменения отрицательно не скажутся. То, что определено минимальное количество учеников в группе по иностранному языку девять, не означает, что в группах будет по 15 человек. Существуют еще санитарные нормы, то есть требования к санитарно-гигиеническим условиям. Нельзя разместить в классе, где пять парт (а такие кабинеты для изучения иностранного языка есть), 15 человек. Не думаю, что в группах по иностранному языку будет больше 12 человек», — ответила специалист.

Екатерина Станилевич также отметила, что в некоторых школах по-прежнему будут создаваться группы для изучения нескольких иностранных языков. Например, если ученик ранее изучал французский и перешел в школу, где изучается английский, учреждение образования обязано создать условия для продолжения изучения французского.

Что касается беспокойства учителей иностранного языка по поводу уменьшения нагрузки и, соответственно, заработной платы, то Екатерина Станилевич заверила: учителям должны предоставить нагрузку минимум на учительскую ставку, то есть 20 часов в неделю. Это касается и молодых специалистов, пришедших в школу по распределению.

По ее словам, установка со стороны Комитета по образованию Мингорисполкома такая: учителя иностранного языка должны сохранить работу, причем быть заняты на полную ставку. Речи об увольнении пенсионеров тоже не идет, хотя в приоритете будут, прежде всего, молодые учителя и те, кто использует в обучении новые методики и технологии.

Если учителям не хватит нагрузки на ставку из-за увеличения числа учеников в группах, недостающие часы будут предлагаться за счет факультативов или организации платных образовательных услуг. «Ведь учителям оплачиваются часы, которые они отрабатывают на факультативах, а также платных кружках», — отметила Екатерина Станилевич.

«До 31 мая администрация школ должна определиться с предварительным комплектованием групп, а также уведомить учителей о нагрузке, которую им могут предложить в 2018/2019 учебном году. Таким образом, выходя на работу в сентябре, педагоги будут знать, что их ждет. Очень важно, чтобы учителя сами ответственно подошли к вопросу — внимательно читали условия контракта, который является типовым, но имеет свои отличия в зависимости от специальности и так далее», — заключила специалист.

 

Экономим на обучении иностранным языкам — наступаем на те же грабли

Недостаточный уровень подготовки по иностранным языкам в течение многих лет остается проблемой средней школы, а изменения в системе обучения демонстрируют непоследовательность белорусской образовательной политики.

Так, одной из главных потерь белорусской школы новейшего времени стало то, что в результате перехода на 11-летнее обучение в 2008 году был разрушен дифференциальный подход к образованию, а количество учебных часов, отведенных на изучение иностранных языков, резко сократилось. Именно тогда в стране не стало школ с углубленным изучением иностранного языка.

Через несколько лет в стране остро встал вопрос нехватки языковых компетенций у студентов и выпускников вузов. Вновь заговорили о необходимости повышать уровень изучения иностранных языков. И в школах ввели обязательный выпускной экзамен по иностранному языку, переписали учебные программы, а классы стали делить на три группы, а не на две, как ранее.

Теперь, похоже, идет обратный процесс, навевающий ассоциацию с упорным желанием наступать на одни и те же грабли.




Оставьте комментарий (0)
  • В любой учёбе без самостоятельной работы не будет отличного результата, а возможностей с минимальными затратами в наше время хватает, тут важно желание и системный подход!
  • В любой учёбе без самостоятельной работы не будет отличного результата, а возможностей с минимальными затратами в наше время хватает, тут важно желание и системный подход!
  • В любой учёбе без самостоятельной работы не будет отличного результата, а возможностей с минимальными затратами в наше время хватает, тут важно желание и системный подход!
  • Короче, как в советском анекдоте: Почему сельское хозяйство в упадке? - Потому что после каждого пленума крутой поворот. В 1992 году в обычных школах было ваще 4 часа иностранного в неделю, что исторически понятно - новое государство появилось. Потом вновь стало 2, а потом уже бросил все нововведения отмечать.