Учить английский в школе будет бесполезно?

Новые изменения опускают уровень изучения иностранных языков в школах Беларуси ниже плинтуса.

С нового учебного года в белорусских школах будут применяться новые стандарты при изучении иностранного языка: минимальное количество учеников в группе составит девять, а максимальное не определено. Из-за последнего момента в школах опасаются, что классы вновь начнут механически делить на две группы, и это скажется на качестве обучения.

Иллюстрация pixabay.com

Постановлением Министерства образования от 3 марта 2018 года № 10 внесены изменения в Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі. Главное новшество — «при реализации образовательных программ общего среднего образования классы делятся на группы при проведении учебных занятий по учебному предмету «иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее девяти учеников».

Ранее в группе не должно было быть менее шести и более девяти человек. Теперь максимум вообще не определен.

 

«Всем часов не хватит»

«Руководство школы нам сообщило, что в группах по изучению английского языка увеличат количество учеников, а количество уроков, соответственно, уменьшится вместе с размером зарплаты», — рассказала Naviny.by учительница английского языка одной из минских школ Татьяна.

Сейчас у нее в группах по 6-7 детей, а если станет больше, то это «может негативно сказаться на качестве обучения».

«Наиболее продуктивны занятия, когда занимается шесть-восемь человек. Только человеку, не имеющему к школе никакого отношения, может казаться, что нет разницы — учить шесть или девять человек. Разница очень большая, тем более, если речь идет о маленьких детях», — отметила Татьяна.

При этом, обратила внимание учитель, «если увеличится число учеников в группе, значит, увеличится нагрузка на меня на каждом уроке, но количество часов в неделю уменьшится. Снизится и зарплата».

У Татьяны заканчивает срок работы по распределению и она уже получила предложение продлить контракт на два года, но сомневается, нужно ли ей это в создавшихся условиях:

«Я не хочу работать на неполную ставку и получать нищенскую зарплату. Ведь очевидно, что если в нашей школе останутся все работающие учителя английского, а количество групп уменьшится, всем часов не хватит».

 

«На качестве обучения изменения отрицательно не скажутся»

Как на практике проявят себя изменения, спросили Naviny.by начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования управления образования администрации Заводского района Минска Екатерину Станилевич.

«На качестве обучения изменения отрицательно не скажутся. То, что определено минимальное количество учеников в группе по иностранному языку девять, не означает, что в группах будет по 15 человек. Существуют еще санитарные нормы, то есть требования к санитарно-гигиеническим условиям. Нельзя разместить в классе, где пять парт (а такие кабинеты для изучения иностранного языка есть), 15 человек. Не думаю, что в группах по иностранному языку будет больше 12 человек», — ответила специалист.

Екатерина Станилевич также отметила, что в некоторых школах по-прежнему будут создаваться группы для изучения нескольких иностранных языков. Например, если ученик ранее изучал французский и перешел в школу, где изучается английский, учреждение образования обязано создать условия для продолжения изучения французского.

Что касается беспокойства учителей иностранного языка по поводу уменьшения нагрузки и, соответственно, заработной платы, то Екатерина Станилевич заверила: учителям должны предоставить нагрузку минимум на учительскую ставку, то есть 20 часов в неделю. Это касается и молодых специалистов, пришедших в школу по распределению.

По ее словам, установка со стороны Комитета по образованию Мингорисполкома такая: учителя иностранного языка должны сохранить работу, причем быть заняты на полную ставку. Речи об увольнении пенсионеров тоже не идет, хотя в приоритете будут, прежде всего, молодые учителя и те, кто использует в обучении новые методики и технологии.

Если учителям не хватит нагрузки на ставку из-за увеличения числа учеников в группах, недостающие часы будут предлагаться за счет факультативов или организации платных образовательных услуг. «Ведь учителям оплачиваются часы, которые они отрабатывают на факультативах, а также платных кружках», — отметила Екатерина Станилевич.

«До 31 мая администрация школ должна определиться с предварительным комплектованием групп, а также уведомить учителей о нагрузке, которую им могут предложить в 2018/2019 учебном году. Таким образом, выходя на работу в сентябре, педагоги будут знать, что их ждет. Очень важно, чтобы учителя сами ответственно подошли к вопросу — внимательно читали условия контракта, который является типовым, но имеет свои отличия в зависимости от специальности и так далее», — заключила специалист.

 

Экономим на обучении иностранным языкам — наступаем на те же грабли

Недостаточный уровень подготовки по иностранным языкам в течение многих лет остается проблемой средней школы, а изменения в системе обучения демонстрируют непоследовательность белорусской образовательной политики.

Так, одной из главных потерь белорусской школы новейшего времени стало то, что в результате перехода на 11-летнее обучение в 2008 году был разрушен дифференциальный подход к образованию, а количество учебных часов, отведенных на изучение иностранных языков, резко сократилось. Именно тогда в стране не стало школ с углубленным изучением иностранного языка.

Через несколько лет в стране остро встал вопрос нехватки языковых компетенций у студентов и выпускников вузов. Вновь заговорили о необходимости повышать уровень изучения иностранных языков. И в школах ввели обязательный выпускной экзамен по иностранному языку, переписали учебные программы, а классы стали делить на три группы, а не на две, как ранее.

Теперь, похоже, идет обратный процесс, навевающий ассоциацию с упорным желанием наступать на одни и те же грабли.




Оставьте комментарий (0)
  • В любой учёбе без самостоятельной работы не будет отличного результата, а возможностей с минимальными затратами в наше время хватает, тут важно желание и системный подход!
  • В любой учёбе без самостоятельной работы не будет отличного результата, а возможностей с минимальными затратами в наше время хватает, тут важно желание и системный подход!
  • В любой учёбе без самостоятельной работы не будет отличного результата, а возможностей с минимальными затратами в наше время хватает, тут важно желание и системный подход!
  • Короче, как в советском анекдоте: Почему сельское хозяйство в упадке? - Потому что после каждого пленума крутой поворот. В 1992 году в обычных школах было ваще 4 часа иностранного в неделю, что исторически понятно - новое государство появилось. Потом вновь стало 2, а потом уже бросил все нововведения отмечать.
  • Крыўдна, што толькі пра беларускую мову ні у каго галава не баліць. Быццам і няма яе. Асаблўва цяжка бачыць, як часта бацькі распавядаюць пра тое, што іх дзіцяці вывучае ангельскую ці нямецкую мову, аднак, гледзячы на гэтае дзіця становіцца зразумела, што той не ведае аніводнага славечка па-беларуску... Зразумела і патаму, што нават рускі у яго занадта бедны.