Пианист Андрей Поночевный: в Европе нет такого разрыва во вкусах, как в Минске

Уникальный случай — звезда мировой фортепианной музыки Андрей Поночевный за шесть дней даст сразу пять концертов на родине.

Белорусский пианист Андрей Поночевный — звезда мировой величины, у него настолько плотный график, что времени еще на что-то, помимо музыки, просто не остается. Сейчас Андрей живет в Далласе, а в Минск старается приезжать ежегодно, чтобы навестить родных и дать концерт для белорусской публики.

Андрей Поночевный

Нынешний визит на родину чрезвычайно богат на выступления: 14 мая Андрей Поночевный дает сольный концерт в Витебской областной филармонии, а 15 мая примет участие в концерте в Белгосфилармонии в честь своего учителя профессора Академии музыки Юрия Гильдюка.

Кроме того, Музыкальный дом «Классика» приглашает на уникальные в своем роде концерты фортепианной музыки, где играть будут сразу два знаменитых белорусских пианиста — Андрей Поночевный и Кирилл Кедук.

В честь 145-летия со дня рождения Сергея Рахманинова они сыграют популярные произведения великого композитора — 17 мая в Бресте, 18 мая в Гродно и 19 мая в Минске.

 

Мешает ли хорошему пианисту плохой рояль

«Давно мечтал, чтобы на одной сцене сыграли эти замечательные пианисты, — говорит директор Музыкального дома «Классика» Александр Чаховский. — И мы начали готовить проект, но что-то все не складывалось из-за плотных графиков музыкантов. В какой-то момент я подумал, что не судьба. И вот как раз тогда мне позвонил Кирилл и сказал, мол, договорился с Андреем о совместных выступлениях. Тут-то все и закрутилось».

Довольно редкий случай, когда форточки в графиках таких музыкантов совпали.

«Андрей мне ставился в пример с самого детства, я ходил на его концерты с мамой, которая также его огромная поклонница», — рассказал Кирилл Кедук. Тогда он и представить не мог, что через каких-то двадцать лет вместе с Андреем Поночевным сыграет на сцене филармонии.

 

 

«Мы очень легко обо всем договорись. Нам обоим очень понравилась идея поблагодарить Сергея Рахманинова за его гениальную музыку в его юбилейный год, тем более, сделать это на родине. Андрей Поночевный, безусловно, музыкальная гордость нашей страны, поэтому для меня большая честь выступать вместе с ним», — говорит Кирилл.

По словам Александра Чаховского, Брест в списке городов, где пройдут совместные концерты, оказался потому, что там самый новый рояль Steinway. Однако же Андрей Поночевный говорит, что самый новый рояль этой марки — в Белорусской академии музыки. Хороший и относительно новый инструмент, по его словам, и в Витебске.

«В Академии музыки не считается, — эмоционально заявил Александр Чаховский. — Этот рояль публика не слышит. Во всем мире концерты в залах консерватории очень престижны, их дают музыканты высокого уровня и билеты стоят немало. У нас же Академия музыки стала какой-то закрытой площадкой, там выступают только студенты, а провести концерт почему-то нельзя. Помните, как раньше проходили экзамены вокалистов в консерватории? Любой человек мог прийти в зал и послушать выступление. Студентам очень важно выступать перед публикой, к моменту получения диплома страх выйти перед тысячной аудиторией должен быть излечен».

— Признаться, я вообще не понимаю, почему все так уперлись в Steinway. Сейчас есть очень хорошие рояли японских и итальянских брендов, — говорит Андрей. — Возможно, Steinway привычней и понятней по звукопередаче.

— Бытует мнение, что хороший пианист прекрасно сыграет и на посредственном инструменте…

— Да, говорят, что у хорошего пианиста поет любой рояль. По сравнению со средним музыкантом, хороший сыграет лучше на таком инструменте, но покажет далеко не всё, что можно. Безусловно, от качества инструмента зависит очень много, — говорит Андрей Поночевный. — Музыканты топ-класса, у которых концерты расписаны на годы вперед, физически не могут себе позволить приспосабливаться к роялю. Два «Стейнвея» тоже будут звучать по-разному, но они соответствуют определенным стандартам, и поэтому музыканты чувствуют себя комфортно.

 

Остаюсь белорусским музыкантом

Андрей Поночевный почти каждый год приезжает в Минск, ведь здесь живут его родители и сестра. Самый продолжительный промежуток между приездами домой составил три с половиной года.

— Тогда заметил, что люди по-другому одеваются, чувствуют себя более свободно, — поделился Андрей. — Многое в городе меняется, он становится интереснее. Но есть и что-то неизменное: когда спускаюсь в минское метро, то вот этот специфический запах возвращает меня в детство.

В Минске, в отличие от Далласа, где я теперь живу, можно пройтись по проспекту — это здорово. Замечаю новые здания, но, к сожалению, они не всегда сочетаются с исторической застройкой. В Европе к этому как-то бережнее подходят, там такого разрыва во времени и вкусах я не замечал. Все равно люблю Минск, и где бы ни работал, ни выступал, важно, чтобы меня воспринимали как белорусского музыканта.

 

 

— С кем из белорусских музыкантов хотели бы сыграть?

— Пока ни с кем и не играл, концерт с Кириллом это и будет первое совместное выступление с белорусским музыкантом. Наш выпуск разлетелся по миру, и мы даже как-то потерялись в смысле личных контактов. Есть хорошая традиция — приезжать на юбилейные концерты нашего преподавателя Юрия Гильдюка. 15 мая в честь его 70-летия будет концерт, и ученики приехали из Голландии, Китая, Франции…

Пять лет назад Юрий Николаевич устроил первый фестиваль белорусских музыкантов мира. К сожалению, эта идея в дальнейшем не получила поддержки и развития. Но я думаю, что все еще возможно. Оптимизм внушает то, что в Беларуси уже и частные структуры, прежде всего Музыкальный дом «Классика», популяризируют академические жанры. Мы получили поддержку от «Альфа-Банка», который является генеральным партнером концерта.

— Вам больше нравятся сольные выступления или с оркестром?

— Нравится и то, и другое. На самом деле трудно сравнивать. Сольный концерт дает возможность полностью раскрыться, ты сам за все отвечаешь. Для фортепиано с оркестром созданы великие произведения, и обделять себя в их исполнении тоже не хочется. Очень важно, чтобы совпал уровень оркестра, дирижера и солиста — тогда всё здорово получается.

— Кроме концертной деятельности, вы преподаете в Далласском университете. Есть ли среди ваших учеников белорусы?

— Среди моих студентов нет ребят из Беларуси, но несколько человек брали уроки в частном порядке. Также среди студентов много выходцев из стран Азии — талантливые и трудоспособные ребята. Сегодня американские оркестры на треть состоят из музыкантов азиатских национальностей. В Китае сейчас просто бум классической музыки. Об этом важно знать и здесь, чтобы не почивать на лаврах, мол, у нас хорошая школа.




Оставьте комментарий (0)