Татьяна Короткевич. ПРАВДА. КОТОСы: бюрократия вместо реального самоуправления

Татьяна КОРОТКЕВИЧ

Татьяна КОРОТКЕВИЧ

Сопредседатель кампании «Говори правду». Преподавала психологические дисциплины в системе высшей школы, руководила отделением в социальном центре. Магистр психологии. Кандидат в мастера спорта, входила в состав женской сборной БССР по велоспорту, с тех пор знает, что такое победа. До этого времени «педалирует» социальные проблемы и не понимает, как можно не довести до конца начатое дело. На президентских выборах 2010 года была доверенным лицом Владимира Некляева. В 2015 году сама баллотировалась в президенты (по данным ЦИК, набрала 4,42%). В 2012 и 2016 годах участвовала в выборах в Палату представителей.

После выборов в местные советы идет формирование системы коллегиальных органов территориального общественного самоуправления (далее КОТОС). Согласно закону, они призваны развивать инициативу на местах, формировать консолидированное мнения граждан о том, какие проблемы есть, как их решать, улучшать взаимодействие депутатов с гражданами, объединять местное сообщество — то есть формировать основу для устойчивого развития на локальном уровне.

Ну а что видим на практике? Она очень разная по стране, а в Минске тем более: тут в каждом районе выбирают свои тактики...

Например, удалось поприсутствовать на собрании по организации КОТОС во Фрунзенском районе, на базе ЖЭСа. Очередное собрание кворума не собрало. Но пришли депутат Минского городского Совета, руководитель ЖЭСа и председатели товариществ, уполномоченные лица. Поговорили, обменялись мнениями и разошлись. А значит, будет еще одно, а может и не одно собрание...

В «Говори правду» только что состоялись занятия в Школе ответственного собственника, где мы рассматривали разные варианты объединения граждан: от неформальных инициативных групп до КОТОСов и общественных организаций.

Все это процессы не одного дня. Ведь то, что есть сегодня — это обычная имитация. Конечно, встречаются исключения — но они итог не системной работы государства и общества, а результат усилий местных лидеров, небезразличных граждан.

Почему так происходит? Есть несколько причин.

На верхах — чиновники. Их вялая мотивация понятна: сохранение своих рабочих мест и выполнение распоряжения высших звеньев вертикали. Для решения таких установок бурная деятельность, подлинная инициативность не требуется. Отсюда имеем сонный формализм, замаскированный, однако, под некую активность. Ну, а гражданам и вовсе не до игр в нее…  

Территориально КОТОСы охватывают очень большое количество населения — это удобные искусственные укрупнения. Они подходят для отчетов чиновникам и неудобны, непонятны, чужды гражданам, которые с большой неохотой участвуют в деятельности товариществ и ЖСПК.

Бюрократы вместо разъяснительной работы ищут бюрократическое же «противоядие» такой пассивности. Например, Фрунзенская администрация своим решением предлагает проводить местные собрания не 20 процентами проживающих на территории КОТОС, а уполномоченными лицами: один человек от 1000 человек. Правда, есть тут один неудобный нюанс: этих людей следует выбирать на собраниях — даже у председателей ТС и ЖСПК должны иметься протоколы, что они уполномочены представлять интересы жильцов в КОТОС.

А разве реально провести такие оргсобрания?

Нельзя рассчитывать, что люди откликнутся сиюминутно на призыв прийти на них и помочь депутатам. Ведь на практике для формирования актива дома или улицы сплошь и рядом уходят годы. Выходит, закон нереалистичен, нежизнеспособен.

На мой взгляд, принципиально важно и то, что КОТОСы нужны не для галочек в отчеты, а для живой работы. А этого не добиться, если у них имеется лишь право на совещательный голос — такая норма нуждается в пересмотре с акцентом на куда более весомые полномочия и права на формирование своего бюджета в тесном сотрудничестве с депутатами.

На практике мы видим, что нужно больше информации для простых граждан о том, что и как работает в системе самоуправления, для чего нужны КОТОСы, какие новые возможности для решения проблем или воплощения новых идей они создадут. Нужен естественный процесс их создания.

И, конечно же, нужны истории успеха…

Успешная инициатива, поддержка активных людей на местах — основа для реального самоуправления.

Но со всем этим туго, тихо, тускло…

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».




Оставьте комментарий (0)
  • Пока Т.Короткевич думает что она живет т.н. государстстве РБ, она будет заложником этой системы. На территории БССР образовалась Управляющая Компания «РБ» или оккупационная структура, которая имитируя функцию государства, взяла на себя ответственность управлять людьми имя которому – Народ, законно проживающий на территории БССР. Создатель авторитарной системы РБ обманом и карательными методами удерживает в заложниках 9 млн. жителей Беларуси, что, по сути, является террором. Обществу навязано обыденное корпоративное сознание группы или клана. С помощью СМИ и административного ресурса была совершена манипуляция сознанием всего народа и произведена подменена коллективного управления страной на авторитарное. Авторитаризм выгоден только диктатору, но не обществу.