Режиссер Александра Бутор: меня бесит поверхностное отношение к работе

С Александрой мы поговорили о том, чего не хватает молодым белорусским режиссерам, чтобы наше кино было интересно зрителю.

Проект «Грамадзянская журналiстыка»

 

Александра Бутор — белорусский режиссер из нового поколения, снимавшая на государственной киностудии за бюджетные деньги и поэтому решившая продюсировать свои новые работы сама.

С Александрой мы поговорили о ее киношколе «Территория кино», первом опыте продюсерства и о том, чего не хватает молодым белорусским режиссерам, чтобы наше кино было интересно зрителю.

Александра Бутор. Фото belta.by

— Чем для вас сегодня является ваша киношкола, и чего вы хотели добиться изначально, открывая ее?

— В этом сезоне я освободила больше времени для школы, потому что это не просто киношкола. Мы с учениками уже сняли первое кино. Я открывала это место с расчетом вырастить собственную команду. Не только работников площадки, но и артистов, особенно маленьких. Ведь это достаточно сложно — найти малышей, которые не просто талантливы, но также ориентируются в производстве: не отвлекаются на камеру, понимают, что такое площадка, как нужно двигаться в рамках кадра, где стоит свет.

Для детей со стороны мы даже кастинги не проводим. Некоторые обижаются, но зачем мне кастинги, если я с этими малышами работаю и знаю, кто и что может. А если берешь кого-то с улицы, то работать с такими людьми очень сложно.

В этом и заключается мой «шкурный» интерес относительно киношколы — вырастить собственную команду и перерасти в кинокомпанию.

Что касается общей ситуации, то меня очень волнует состояние культуры и кинематографа в нашей стране. Я часто бываю на так называемых независимых показах ребят, которые снимают кино на свои деньги, вне киностудии «Беларусьфильм» и государственной поддержки. И какое-то время меня радовал сам факт такого движения в нашей сфере. Но чем больше я все это смотрела, тем меньше видела развития. Национальный конкурс последнего «Лістапада» переполнил чашу.

Я понимаю, когда иду смотреть показ дипломных работ Академии искусств, например: тогда я смотрю студенческие работы, для которых естественны недочеты, ошибки. Ребята учатся. Но когда международный фестиваль показывает поделки и преподносит это как настоящее кино, мне становится страшно. За кино и за культуру вообще.

Авторы этих фильмов уверены, что они уже состоявшиеся режиссеры, всё знают и плевать хотели на развитие и учебу. Это тупик.

— Вы пытались говорить с ними?

— Я пробовала общаться с этими ребятами, но вместо профессионального разговора были одни амбиции. Режиссер, который не может мне ответить на вопрос, о чем его фильм, для меня вообще не режиссер. Любой журналист может задать такой вопрос автору, в этом нет ничего оскорбительного. Но если ребята считают это оскорблением, скорее всего, у них нет ответа. Что я и вижу на экране — нелепые, размазанные, невнятные высказывания.

Я как-то была на эфире у Хрусталева (канал «РТР-Беларусь», передача «Что происходит». — ред.) с Сукмановым — организатором «Лістапада», так вот он говорил, что мы закрытая страна, поэтому у нас все так плохо, от чего я выпала в осадок. Открывайте YouTube и смотрите уроки великих мастеров — актеров, режиссеров, читайте интервью, смотрите бэкстейджи.

Когда я училась в Академии в первый раз, а это был конец 90-х, то у нас не было ни интернета, ни мобильных, никакого доступа к учебникам. Помню мой однокурсник Макс Субботин привез из Москвы маленькую книжечку по сценарному мастерству, мы выстраивались в очередь, чтобы брать ее на ночь и писать конспект. Мы до дыр пересматривали фильмы, пытаясь разобраться в монтаже, в том, как это рассказано камерой, актерами...

Мы хотели учиться! Мы хотели понять, почему есть прекрасные фильмы и как их научиться снимать. Сейчас же все доступно, но ребята этим не пользуются. Они как будто каждый раз заново изобретают велосипед и хвастаются этим.

Эти дети выходят представлять свой фильм перед полным залом и не могут связать и двух слов, но потом такой поток возмущения в Facebook.

Меня бесит это поверхностное отношение к профессии и пустота внутри. Я, наверное, могу понять организаторов фестиваля, что им нужно хоть как-то представить белорусское кино, хотя бы таким набором поделок, и создать видимость, что белорусское кино есть и развивается. Но это обманчивое представление.

— Но чтобы изменить нынешнее положение вещей, недостаточно одного лишь желания. У вас есть какая-то пошаговая программа действий?

— У меня есть амбиции что-то изменить. Но изменить я могу только своими работами или передать кому-то свой опыт, чтобы его работы как-то изменили ситуацию. Что касается коммерческих вопросов, то наличие школы — это моя независимость. Я больше всего на свете ценю свободу. Я лучше буду получать мало денег, но зато это такая свобода, в которой мне комфортно жить и работать. А чтобы это сохранить и развивать, нужно уделять школе время.

Кроме того, я стремлюсь каждый раз поднимать планку киношколы. И съемки собственного полнометражного фильма тоже серьезный шаг в этом направлении. Каждый новый сезон должен быть на уровень выше предыдущего. Поэтому мне некогда останавливаться, некогда отдыхать, некогда бояться. Нужно делать. Двигаться. Развиваться.

— Вы не думали о том, что вам стоит назначить управленца на свое место и заниматься исключительно съемками?

— Я мечтаю о серьезном учебном заведении, которое будет давать прочные углубленные знания о профессиях сценариста, режиссера, актера. Моя маленькая киношкола — только начало этого пути. Конечно, со временем мне понадобится большая команда, хотя и сейчас рядом со мной есть люди, которым я могу поручить многие задачи по школе.

Параллельно на мне лежат еще обязательства продюсера фильма, который должен не просто завершить производство, но и продвигать и продавать картину, чтобы заработать денег на следующий проект.

Фото из ВК Александры Бутор

— Можете ли вы назвать другие достойные внимания студентов киношколы у нас в стране?

— Конечно, я знакома со многими руководителями школ. Например, с Андреем Полупановым (руководитель киношколы-студии. — ред). Но как он преподает, я не знаю. Не была на его занятиях. Могу судить только по работам его учеников. К сожалению, я не видела ни одной, которая бы впечатлила. Но вполне возможно, я видела не все. Бывали случаи, когда к нам приходили ребята после киношколы Полупанова. Бывало, закончив у нас, шли к Андрею. Люди имеют право пробовать и выбирать. Это нормально.

— А как насчет нашей Академии искусств? Я знаю, что к вам приходят студенты, которые учатся там. Чего им не хватает? Что заставляет их идти на дорогостоящие частные курсы?

— Я считаю, что им не хватает фундамента. Я не могу сказать, что в нашу академию не стоит идти. Все-таки это такое место, где ты хочешь не хочешь, а вынужден что-то делать, копать, изучать. Академия создает атмосферу, но там нет фундамента, получается очень-очень долгий самостоятельный путь в профессию.

— Как бы вы обозначили сильную сторону того образования, которое дают частные школы?

— Всегда в основе образовательной программы лежит личность. Если говорить обо мне — у меня есть образование и есть самый разный опыт: все жанры телевидения, видеоклипов и рекламы, большого кино — коммерческого и государственного. Все сценарии, которые писала в соавторстве или самостоятельно, были сняты. Но когда киношколы открывают ради тусовки, сложно говорить о высоком уровне образования, которое они дают. Но такие развлекательные проекты тоже имеет право быть: собираться по интересам, что-то обсуждать и делать какие-то вещи. Но это не мой путь.

— Что из произошедшего за последнее время стало для вас самым запоминающимся?

— Я впервые сняла кино как продюсер. «В личное пространство вход воспрещен» — это мой первый опыт, когда мне пришлось отвечать за все.

У «Беларусьфильма» организация производства, мягко говоря, хромает и, когда так происходит, есть вероятность потерять замысел, ведь ты вынужден идти на компромиссы.

Например, тебе не дали в какой-то день стедикам, а у тебя съемка в движении. Или дали ровно половину от заказанного освещения. Или затянули подготовку так, что натура ушла, снег растаял, а у тебя в кадре зима. Но когда ты сам все организовываешь, ты четко знаешь, что стедикам будет. И свет. И зима. И все на своих местах так, как ты задумал.

То же касается и продвижения. Фильмы «Белые росы. Возвращение» и «Сладкое прощание Веры» принадлежат «Беларусьфильму», и студия решает, куда и когда их продвигать. Тут я ничего не могу сделать. А вот уже на «Личное пространство» все права у меня, и только мне решать его судьбу.

Фото territoriakino.com

— У вас не было желания попробовать свои силы в «высшей лиге» кинематографа — в Америке?

— Останавливает незнание языка. У меня есть шикарный сценарий, который переведен на английский специально, но опять-таки дальше все равно нужен язык, чтобы найти агента, попасть на питчинг.

Я могу снимать и здесь, но продвигать хочу куда-то дальше. Также я бы хотела попробовать производство в другой стране, думаю, это рано или поздно случится. Например, я мечтаю поработать с Чехией в плане производства. «Баррандов» (чешская киностудия. — ред.) сейчас одна из лучших киностудий в мире. У них там Голливуд успешно прижился.

Я также мечтаю, чтобы у меня в фильме звучала симфоническая музыка, которая будет записана в Германии, потому что там очень крутые студии звукозаписи.

Если говорить про актеров, то у меня вообще целый список. Обожаю Алису Фрейндлих. Сценарий, который переведен на английский язык, написан для нее. Вообще хочу успеть поработать с артистами, на которых я выросла. Они — легенды! Такой уровень мастерства, мудрость, опыт, культура. Даже просто побыть с ними рядом, послушать, поговорить — это уже дорогого стоит. А нынешние звезды — это меня меньше всего интересует.

— Если попытаться заглянуть на несколько лет вперед: кем вы видите себя?

— Я буду абсолютно свободным человеком, у которого есть собственная успешная кинокомпания. Она обучает творческих работников кино, снимает фильмы и продюсирует талантливых людей.




Оставьте комментарий (0)
  • «Я, наверное, могу понять организаторов фестиваля, что им нужно хоть как-то представить белорусское кино, хотя бы таким набором поделок, и создать видимость, что белорусское кино есть и развивается. Но это обманчивое представление.» Причина иная – замежники стремятся опорочить Центр Миров. А ты им помогаешь своим «творчеством». У меня Юозас Будрайтис скоро в БГАИ учиться должен был по его намерениям. Но ты его поссорила со мною и сама забанила. Ревность? Слабачка… Меня Глава Отдела кино МК РБ Рыдван А.В. братиком кличет и считает самым сильным в стране. Приглашает читать у него на курсе в БГАИ… «Параллельно на мне лежат еще обязательства продюсера фильма, который должен не просто завершить производство, но и продвигать и продавать картину, чтобы заработать денег на следующий проект.» Этот тупиковый путь унитазного продукта прошёл Курейчик и сейчас будет проходить Карачевский. В путь, баблоеды!.. Искусство не способно приносить прибыль. В краткосрочном плане. Тарковский А. уже и кассовым стал, но сколько десятилетий прошло!.. «— А как насчет нашей Академии искусств? Я знаю, что к вам приходят студенты, которые учатся там. Чего им не хватает? Что заставляет их идти на дорогостоящие частные курсы? — Я считаю, что им не хватает фундамента. Я не могу сказать, что в нашу академию не стоит идти. Все-таки это такое место, где ты хочешь не хочешь, а вынужден что-то делать, копать, изучать. Академия создает атмосферу, но там нет фундамента, получается очень-очень долгий самостоятельный путь в профессию.» Сейчас там препо»дают» проходимцы и только. Один Шульга чего то стоит. Но именно поэтому ему не дают набрать свой курс как мастеру. Стоит задача скорейшей продажи страны «русскому миру». И так во всём… на фото - Смоленск Кирилла. МКФ Золотой Витязь. я как член Жюри перелопативший все намерения Председателя жюри Ректора ВГИКа, потому как вкус есть, а он прикорытник...
  • «Я, наверное, могу понять организаторов фестиваля, что им нужно хоть как-то представить белорусское кино, хотя бы таким набором поделок, и создать видимость, что белорусское кино есть и развивается. Но это обманчивое представление.» Причина иная – замежники стремятся опорочить Центр Миров. А ты им помогаешь своим «творчеством». У меня Юозас Будрайтис скоро в БГАИ учиться должен был по его намерениям. Но ты его поссорила со мною и сама забанила. Ревность? Слабачка… Меня Глава Отдела кино МК РБ Рыдван А.В. братиком кличет и считает самым сильным в стране. Приглашает читать у него на курсе в БГАИ… «Параллельно на мне лежат еще обязательства продюсера фильма, который должен не просто завершить производство, но и продвигать и продавать картину, чтобы заработать денег на следующий проект.» Этот тупиковый путь унитазного продукта прошёл Курейчик и сейчас будет проходить Карачевский. В путь, баблоеды!.. Искусство не способно приносить прибыль. В краткосрочном плане. Тарковский А. уже и кассовым стал, но сколько десятилетий прошло!.. «— А как насчет нашей Академии искусств? Я знаю, что к вам приходят студенты, которые учатся там. Чего им не хватает? Что заставляет их идти на дорогостоящие частные курсы? — Я считаю, что им не хватает фундамента. Я не могу сказать, что в нашу академию не стоит идти. Все-таки это такое место, где ты хочешь не хочешь, а вынужден что-то делать, копать, изучать. Академия создает атмосферу, но там нет фундамента, получается очень-очень долгий самостоятельный путь в профессию.» Сейчас там препо»дают» проходимцы и только. Один Шульга чего то стоит. Но именно поэтому ему не дают набрать свой курс как мастеру. Стоит задача скорейшей продажи страны «русскому миру». И так во всём… на фото - Смоленск Кирилла. МКФ Золотой Витязь. я как член Жюри перелопативший все намерения Председателя жюри Ректора ВГИКа, потому как вкус есть, а он прикорытник...
  • «есть самый разный опыт: все жанры телевидения, видеоклипов и рекламы,» Про остальное там я уже сказал. А вот клипов и рекламы твоих не видел… Получается дерьмо это варганить лучше Вовочки Янковского – вот и займись ширпотребом этим и не лезь в Искусство, испохабливаешь же… «У «Беларусьфильма» организация производства, мягко говоря, хромает и, когда так происходит, есть вероятность потерять замысел, ведь ты вынужден идти на компромиссы. Лучший беларуский Фильм (по признанию профи от режиссуры всех) «Эскиз на мониторе» даже порезанный – я снял на Беларусьфильме…. «Например, тебе не дали в какой-то день стедикам, а у тебя съемка в движении. Или дали ровно половину от заказанного освещения. Или затянули подготовку так, что натура ушла, снег растаял, а у тебя в кадре зима.» Врёшь! Не бывает такого. Пьяные на площадке – как правило. А вот описываемого – не бывает. При нормальном Мосине С. директоре, не Цеслюке А. срывавшим смены мне запросто…
  • «есть самый разный опыт: все жанры телевидения, видеоклипов и рекламы,» Про остальное там я уже сказал. А вот клипов и рекламы твоих не видел… Получается дерьмо это варганить лучше Вовочки Янковского – вот и займись ширпотребом этим и не лезь в Искусство, испохабливаешь же… «У «Беларусьфильма» организация производства, мягко говоря, хромает и, когда так происходит, есть вероятность потерять замысел, ведь ты вынужден идти на компромиссы. Лучший беларуский Фильм (по признанию профи от режиссуры всех) «Эскиз на мониторе» даже порезанный – я снял на Беларусьфильме…. «Например, тебе не дали в какой-то день стедикам, а у тебя съемка в движении. Или дали ровно половину от заказанного освещения. Или затянули подготовку так, что натура ушла, снег растаял, а у тебя в кадре зима.» Врёшь! Не бывает такого. Пьяные на площадке – как правило. А вот описываемого – не бывает. При нормальном Мосине С. директоре, не Цеслюке А. срывавшим смены мне запросто…
  • «— У вас не было желания попробовать свои силы в «высшей лиге» кинематографа — в Америке? — Останавливает незнание языка. У меня есть шикарный сценарий, который переведен на английский специально, но опять-таки дальше все равно нужен язык, чтобы найти агента, попасть на питчинг. Я могу снимать и здесь, но продвигать хочу куда-то дальше. Также я бы хотела попробовать производство в другой стране, думаю, это рано или поздно случится. Например, я мечтаю поработать с Чехией в плане производства. «Баррандов» (чешская киностудия. — ред.) сейчас одна из лучших киностудий в мире. У них там Голливуд успешно прижился.» Давно от Голливуда шарахается уже и зритель. Нужно владеть предметом разговора! А отсутствие патриотизма – школа русского Ефремова А.В. ярчайшего у нас «русского мира» оккупанта. Пока я при нём молчал о беларщине – был любим. Как только пришлось заострить вопрос национальный мой – сразу врагом стал. Также и со Степановой, и с Волчеком, и с Никифоровым, да и со всеми практически. Все вы продажны!!!.. «Я буду абсолютно свободным человеком, у которого есть собственная успешная кинокомпания. Она обучает творческих работников кино, снимает фильмы и продюсирует талантливых людей» Ну-ну! Абсолютной свободы – не бывает. Свобода моя заканчивается там, где начинается твоя свобода. Или УК… Обучать творчеству ты – не способна, бездарна потому как. А продюсировать таланты – может только государство в лице Главного нормального Продюсера – Минкульта. Частная кинокомпания должна существовать за бабосы, вот их то она и хапает пошлостными развратными и т.н. Продуктами низменных инстинктов потребления. Фильмы высокодуховные морально-нравственные т.е. Художественные - делают Избранные!.. ПРОсти…
  • «если берешь кого-то с улицы, то работать с такими людьми очень сложно.» А слабо у меня поучиться или у мэтров? В «Эскизе на мониторе» с «Гостями» - классно даже даунёнок 5=ти лет сыграла… А раньше в студенческом «Истоки», за что я и получил единственного среди молодых русских со знаком качества Золотого Витязя т.е. Главного молодого позитивного «Оскара» как бы – до сих пор меня никто не догнал из вас… «В этом и заключается мой «шкурный» интерес относительно киношколы — вырастить собственную команду и перерасти в кинокомпанию.» Ты бы сама научилась снимать для начала. «Белые Росы. Возвращение» смотреть же невозможно!.. Каков поп – таков и приход. Даже Сильванович О. не называет твоего учителя Ефремова А.В. художником в своей Диссертации!.. «Национальный конкурс последнего «Лістапада» переполнил чашу.» В этот «конкурс» не взяли «Иван Грозный» с Алексеем Петренко (есть на Ютубе) – даже не ответили на Заявку. Весь Листапад давно мы стараемся поменять. Получилось сейчас! В этом году его не будет. Не прошёл Конкурс по поиску команды проведения, а Крашевская с Сукмановыми – в отставке наконец то… «Но когда международный фестиваль показывает поделки и преподносит это как настоящее кино, мне становится страшно. За кино и за культуру вообще. Авторы этих фильмов уверены, что они уже состоявшиеся режиссеры, всё знают и плевать хотели на развитие и учебу. Это тупик.» Наконец то про свои «фильмы» сказала – «режиссёр» и «наставник»!.. на фото - я справа чуток высунулся...
  • «если берешь кого-то с улицы, то работать с такими людьми очень сложно.» А слабо у меня поучиться или у мэтров? В «Эскизе на мониторе» с «Гостями» - классно даже даунёнок 5=ти лет сыграла… А раньше в студенческом «Истоки», за что я и получил единственного среди молодых русских со знаком качества Золотого Витязя т.е. Главного молодого позитивного «Оскара» как бы – до сих пор меня никто не догнал из вас… «В этом и заключается мой «шкурный» интерес относительно киношколы — вырастить собственную команду и перерасти в кинокомпанию.» Ты бы сама научилась снимать для начала. «Белые Росы. Возвращение» смотреть же невозможно!.. Каков поп – таков и приход. Даже Сильванович О. не называет твоего учителя Ефремова А.В. художником в своей Диссертации!.. «Национальный конкурс последнего «Лістапада» переполнил чашу.» В этот «конкурс» не взяли «Иван Грозный» с Алексеем Петренко (есть на Ютубе) – даже не ответили на Заявку. Весь Листапад давно мы стараемся поменять. Получилось сейчас! В этом году его не будет. Не прошёл Конкурс по поиску команды проведения, а Крашевская с Сукмановыми – в отставке наконец то… «Но когда международный фестиваль показывает поделки и преподносит это как настоящее кино, мне становится страшно. За кино и за культуру вообще. Авторы этих фильмов уверены, что они уже состоявшиеся режиссеры, всё знают и плевать хотели на развитие и учебу. Это тупик.» Наконец то про свои «фильмы» сказала – «режиссёр» и «наставник»!.. на фото - я справа чуток высунулся...