У проблемы междугородных маршруток есть два варианта решения

Оба сценария создают некоторые неудобства для пассажиров, считает эксперт.

Снимок носит иллюстративный характер

Перевозчики разошлись во взглядах, как решить проблему с междугородными маршрутками. Оба предложенных варианта создают неудобства для пассажиров.

Рабочая группа при Совете по развитию предпринимательства подготовила аналитическую записку по проблемным вопросам в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Она содержит два сценария разрешения сложившейся ситуации.

 

Предложения регулярных перевозчиков

Регулярные перевозчики предлагают сохранить конкурсную систему распределения маршрутов, но пересмотреть ее критерии с целью обеспечить безопасность и современные требования к перевозке, и установить переходный период на 6-12 месяцев без проведения конкурсов.

Также в списке предложений регулярных перевозчиков значатся разработка и утверждение положения об операторе автомобильных перевозок пассажиров, передача действующих терминалов от перевозчика операторам по территориальности.

Они также хотят ограничить интернет-ресурсы, которые предлагают поиск попутчиков, уполномочить госорганы выработать единые подходы по проведению внеплановых проверок на дорогах, а также наказывать перевозчиков, которые под видом нерегулярных перевозок занимаются регулярными.

В целом, их предложения сохраняют прежний порядок входа и функционирования на рынке автомобильных пассажирских перевозок.

 

Предложения нерегулярных перевозчиков

Нерегулярные перевозчики предлагают отменить конкурсную систему распределения маршрутов и работать по уведомительному принципу; установить сроком на два года переходный период, по истечению которого ввести критерии как к автомобилям, так и водительскому составу.

Также предлагается узаконить диспетчерские службы по аналогии с организацией служб такси. Помимо продажи и бронирования билетов они будут обязаны разрабатывать и регистрировать маршруты по уведомительному принципу, контролировать исполнение заявленных расписаний и так далее.

Кроме того нерегулярные перевозчики ратуют за беспрепятственное создание частного оператора и упрощенные условия для открытия новых терминалов и автостанций.

Эти предложения, как считают их авторы, позволят максимально быстро интегрировать нерегулярных перевозчиков в правовое поле, будут способствовать профициту предложения, что значительно повысит уровень конкуренции и улучшит условия для потребителя с точки зрения комфорта и цены, обеспечат многократное увеличение пассажиропотока на действующие автовокзалы и автостанции.

 

«Пассажир все равно останется крайним»

Оба предложенных сценария в конечном итоге создадут неудобства для пассажиров, считает член рабочей группы, эксперт по транспорту Белорусского союза транспортников Кирилл Синютич.

В случае реализации предложений регулярных перевозчиков первое время будет тяжело добираться по маршрутам, которые проходят по территории нескольких областей. Например, дорога из Минска в Столин пролегает по трем регионам. Сейчас операторы этих областей не понимают, кто из них должен отвечать за маршрут. В пределах же одной области вопросы перевозок пассажиров, скорее всего, будут урегулированы за короткое время, считает эксперт.

Но при этом пассажиры могут столкнуться с дефицитом мест, так как далеко не все перевозчики готовы работать в новых условиях.

В случае реализации предложений нерегулярных перевозчиков первое время на рынке появится много игроков, которые будут демпинговать по ценам, что, в принципе, выгодно пассажирам. После же передела рынка останутся сильнейшие. Они будут диктовать свои условия, в том числе, могут установить более высокие цены на перевозку, отметил Кирилл Синютич.

При этом, по его мнению, при реализации такого сценария со временем могут исчезнуть некоторые «социальные» маршруты. Перевозчикам будет не выгодно заезжать в населенные пункты, отдаленные от основного пути следования.

Кроме того у каждого перевозчика будет собственное расписание, что неудобно для пассажиров, которые редко ездят по определенным маршрутам и не в курсе деталей, в отличие от единого расписания, где четко указано время и место.

«В любом случае пассажир тут остается крайним. Он остается на фронте борьбы двух сторон», — отметил Кирилл Синютич в комментарии для Naviny.by.

Аналитическая записка рабочей группы с двумя сценариями направлена в Совет по развитию предпринимательства. Планируется, что документ рассмотрят в конце апреля — начале мая.