«Клубы перестроили в мечети». Репортаж из советского микрорайона Кабула

Жилая застройка 1970-х годов от советских специалистов должна была служить «витриной социализма» для всего Афганистана.

Один из таких микрорайонов — который незамысловато называется «Макрорейян» — посетил блогер из Беларуси Максим Мирович.

Это место примечательно тем, пишет он, что его часто показывали в телевизионных репортажах о советско-афганской войне: где-то в Афгане по пыльных караванных тропах вчерашние советские школьники рвались на минах, а в СССР шли бравурные репортажи о «мирном советском строителстве в Афганистане» — мол, наши солдаты строят там дома и дороги, а бандиты-басмачи мешают им это делать.

Макрорейян был построен в Кабуле в семидесятые годы, а отдельные его кварталы достраивались еще и в восьмидесятые. Внутренние кварталы района назывались «блоками» — блок один, блок два, блок три и так далее. Внутри района были магазины и несколько клубов, а также была центральная площадь и здание Дома культуры.

Жилые дома представляли собой типичные панельные хрущевки высотой в 4-5 этажей — в самом СССР к семидесятым годам такие здания уже почти не строились, но в Кабуле по какой-то причине было решено возводить именно такие. Жить в этих домах должны были советские специалисты, а негласной целью застройки района была «демонстрация советского образа жизни» афганцам — мол, посмотрят сейчас простые афганцы на все преимущества жизни в советской хрущевке, и тут же попросятся в СССР шестнадцатой республикой.

А теперь давайте посмотрим, как выглядят эти кварталы изнутри.

Макрорейян находится недалеко от центра Кабула. Очень непривычно видеть посреди восточного города типовые советские пятиэтажки — серии домов немного отличаются от, например, минских или вильнюсских панелек, но стиль зданий угадывается безошибочно.

Подстанция для питания близлежащих домов. В Макрорейяне все огорожено заборами — война, которая пришла сюда в семидесятые годы вместе с хрущевками, в каком-то смысле не закончилась до сих пор.

Внутри кварталов встречаются вот такие указатели, на них указано административное деление кварталов — Третий Макрорейян, блок 125.

Внутри Макрорейяна есть парк — его построили украинцы уже после вывода советских войск из Афганистана. Название парка по-украински «Дитячий парк» также вошло в язык дари в качестве имени собственного.

В парке играют дети и можно увидеть велосипедистов. В центре парка — футбольная площадка. Сейчас детям можно играть в любые игры, а при режиме талибов футбол был запрещен.

Как и везде в Кабуле, на улицах идет бойкая торговля всем подряд — от баклажанов до модных кофточек.

Один из популярных товаров, который можно встретить везде в городе — охлажденная бутилированная вода; воду как правило продают мальчишки. Электрических холодильников у них нет, и бутылочки с водой чаще всего продаются просто из тележки со льдом.

А вот это газовые баллоны — магистрального газа в Кабуле до сих пор нет из-за постоянных войн, и людям приходится пользоваться привозным газом. Такими баллонами питаются абсолютно все плиты в Афганистане.

Начиная с семидесятых годов в Кабуле неспокойно, и поэтому нередко отдельные кварталы в Макрорейяне охраняются. Охрана сидит под импровизированными навесами и следит за всеми, кто входит внутрь квартала.

Нередко дополнительные заборы есть также и непосредственно у самих зданий — они огораживают территорию возле окон первого этажа.

Домофонов на дверях нет, но есть замки-засовы — предположу, что на ночь все подъезды просто запираются жильцами изнутри.

Из необычного — можно отметить решетки,  которые установлены у некоторых квартир в качестве дополнительной защиты дверей. Видимо, решетки запираются на ночь изнутри — точно так же как и дверь подъезда.

Еще один дом, чуть победнее — окна в подъезде здесь настежь открыты, а в окне между первым и вторым этажом установлена решетка — чтобы злоумышленник не проник в подъезд с козырька подъезда.

Внутри — обычный подъезд с кладовкой. Бросается в глаза полное отсутствие почтовых ящиков.

Въезд во двор. На заборе, что ограждает квартал, можно увидеть мотки колючей проволоки типа «егоза».

Афганская культура впитала в себя и переварила советские хрущевки — не они изменили Афганистан, а Афганистан изменил их. Здешние улицы живут привычной жизнью восточного города, которая протекала в этих горах столетия назад.

В советской «стекляшке» внутри квартала сейчас работает аптека. Как и в любом восточном городе — хозяин аптеки очень уважаемый человек, к которому можно придти в гости, выпить чаю, поговорить о здоровье или просто обсудить последние новости.

Посреди типовых советских кварталов появилась мечеть — сейчас в Макрорейяне функционирует несколько мечетей, куда люди приходят на намаз или просто пообщаться между собой, обсудить последние новости.

Часть мечетей перестроена из бывших зданий советских клубов — СССР пытался отучить афганцев от религии, но тем самым вызвал еще большее сопротивление советской идеологии.

Базарная площадь посреди Макрорейяна. Как и столетия назад, торговцы продают здесь живых кур, баранину.

Свой пост автор закончил цитатой бывшего жителя Макрорейяна родом из СССР, что жил там в восьмидесятые годы:

«Каждый хочет жить счастливо, без войны. Мы отняли у многих из афганцев простое счастье — быть дома, рядом со своими детьми, женами, любимыми, ездить на рыбалку, просто шептаться в кустах. Почему мы все думаем, что это нужно только нам? Почему никогда не думаем, что эти «дикие средневековые люди» не хотят того же? В конце концов, многие из них просто были такими же, как мы — горячими, ничего не понимающими и стремившимися уничтожить врага, вторгшегося на их Родину. Оставьте их в покое, наконец. Они достойны лучшей жизни. Они люди и, наверное, лучше многих из нас».




Оставьте комментарий (0)
  • Отличный репортаж. С расстановкой, дотошно. Интересно бы было бы заглянуть в пару кабульских квартир в "панельках", сам в такой живу, - но понимаю, что фиг туда аборигены иностранного репортёра впустят.
  • Спасибо, отличная работа!