Украина хочет создать в Минске СП по сборке самолетов. Москва недовольна

Площадка в Минске украинской компании нужна, чтобы обойти ограничения на поставку российских комплектующих.

Через создание совместного предприятия на базе Минского 140-го завода гражданской авиации (МЗГА) украинское госпредприятие (ГП) «Антонов» рассчитывает в обход санкций получить доступ к российским комплектующим и наладить серийный выпуск самолетов Ан-148/158/178. Такая информация появилась в ряде СМИ.

Ан-148. Фото Александра Бельтюкова / russianplanes.net

Первоисточником стала публикация украинского информационного агентства Liga.net, которое обнародовало копию некоего протокола, из которого следовало, что ГП «Антонов», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и 140-й завод ведут переговоры о создании сервисного центра в Минске, где планируется продлевать летную годность, поддерживать ресурс, а также производить обслуживание, сборку самолетов типа Ан-148/158/178 и ремонт комплектующих к ним.

Таким образом предполагается хотя бы отчасти преодолеть негативные последствия разрыва российско-украинской производственной кооперации в авиапроме в 2014 году. В результате прекратились поставки в Украину комплектующих, полуфабрикатов и материалов из России, доля которых в самолетах Ан-148/158 составляла 50%.

По информации Liga.net, идея развернуть совместный выпуск самолетов Ан-148/158 на производственных площадях минского завода была предложена владельцем ОАО «Мотор Сич» Вячеславом Богуслаевым. Поскольку его компания поставляет двигатели для этих самолетов, Богуслаев делает все для загрузки мощностей предприятия.

Москва же, по сведениям российского издания «Коммерсант», согласна продавать узлы и агрегаты белорусско-украинскому СП при условии, что украинская сторона будет поставлять двигатели для транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» или ремонтировать уже имеющиеся. Последний вариант российская сторона считает «крайне рискованным», так как сегодня отправка двигателя для ремонта в Украину не гарантирует его возврата.

Между тем, хотя многим экспертам представляется в принципе маловероятным, что соглашение о создании такого СП будет достигнуто, в ряде российских СМИ уже появились статьи, обвиняющие Минск в очередном предательском ударе в спину Москвы. Дескать, собранные или отремонтированные в Беларуси самолеты могут быть использованы украинскими военными против самопровозглашенных республик на Донбассе.

В этом контексте показательна история другого белорусско-украинского проекта в области авиастроения.

В начале 2012 года на основании распоряжения президента Беларуси государство продало свой пакет акций ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» стратегическим инвесторам — белорусскому закрытому акционерному обществу «Системы инвестиций и инноваций» (подконтрольно Александру Садовому) и украинскому публичному акционерному обществу «Мотор Сич» (подконтрольно Богуслаеву).

Следует уточнить, что в уставном фонде ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» государству принадлежало 99,2% акций, 0,8% акций находились в собственности трудового коллектива предприятия. Из государственного пакета в собственность ЗАО «Системы инвестиций и инноваций» перешло 1 488 171 акция (порядка 40%), ПАО «Мотор Сич» — 2 232 256 акций (около 60%).

По условию сделки инвесторы взяли на себя обязательство в течение 2012-2016 годов вложить в реконструкцию и модернизацию производственных мощностей не менее 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест.

Кроме того, в течение двух лет со дня заключения инвестиционного договора новые владельцы предприятия обязались провести реконструкцию двух общежитий Оршанского авиаремонтного завода, а также направить в течение пяти лет около 20 млрд тогдашних белорусских рублей в социально-экономическое развитие поселка Болбасово.

Оршанский авиаремонтный завод — ведущее предприятие Беларуси по выполнению капитального ремонта различных модификаций транспортно-десантных вертолетов Ми-8 (Ми-17) и боевых Ми-24 (Ми-35). Предприятие имеет сертификат Российских федеральных авиационных правил ФАП-145Р на право выполнения капитального ремонта вертолета Ми-8.

Идя на продажу контрольного пакета акций украинскому предприятию, белорусские власти рассчитывали на серьезное развитие c его помощью авиаремонтного завода в Орше. Однако, не успев развернуться, завод столкнулся с кризисом из-за взаимных санкций Киева и Москвы в 2014 году.

Украина заблокировала трансфер технологий в Беларусь как страну — союзницу вражеской России. А последняя, в свою очередь, закрыла свой рынок для целого ряда видов украинской продукции, в том числе изделий компании «Мотор Сич», которая более чем на 80% обеспечивала потребность российской авиационной промышленности в вертолетных двигателях.

В 2012 году компания «Мотор Сич» заключила с холдингом «Вертолеты России» соглашение, согласно которому в течение последующих пяти лет получила право поставлять в Россию до 270 авиационных двигателей ежегодно.

Именно с прицелом на российский рынок «Мотор Сич» и выкупила акции оршанского предприятия. Планировалось превратить его из завода по ремонту авиатехники в завод по серийному производству вертолетов.

Однако с началом конфликта в Украине, как видим, начались проблемы. И не только у «Мотор Сич». В крайне уязвимом положении оказался и сам Оршанский авиаремзавод, заточенный под поставки в Россию.

После того как возникли трудности на российском рынке, оршанское предприятие постаралось максимально расширить географию поставок за счет выхода на рынки Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно предпринимались попытки диверсифицировать номенклатуру выпускаемой продукции и за счет этого загрузить простаивающие производственные мощности.

Но этих мер оказалось недостаточно. Во второй половине 2017 года положение на Оршанском авиаремзаводе еще более ухудшилось. В ряде СМИ появились сообщения о том, что государство может вновь стать основным акционером предприятия.

Надо сказать, что еще в октябре 2014 года, когда появились тревожные симптомы, Александр Лукашенко выразил недовольство ходом реализации проекта и угрожал вернуть завод в собственность государства в случае дальнейшего негативного развития событий.

И, похоже, момент для кардинальных решений уже наступил. Полгода назад топ-менеджеры, представлявшие украинского акционера, покинули оршанский завод, на котором сменилось уже пять руководителей. Заказов хронически не хватает, предприятие испытывает финансовые проблемы. Производственные мощности простаивают, коллектив не загружен работой и, соответственно, не имеет нормальной зарплаты.

Учитывая степень остроты российско-украинских отношений, можно с большой долей вероятности прогнозировать, что судьба нового начинания господина Богуслаева окажется столь же плачевной.

  • Хрен вам в зубы хохлы,а не вертушки.Это я Белорус вам говорю.Рыло своё раскатали у нас в Белоруссии,а не подавитесь.
  • «Антонов» рассчитывает в обход санкций получить доступ к российским комплектующим. С такими союзниками России и врагов не надо. Батька совсем берега путает.
  • Наступим еще раз на грабли ? Не впервой ...
  • Выпускать и создавать белорусы могут что хотят, вот обеспечивать комплектующими и покупать у них это Россия не обязана! А учитывая поставки дизеля Украинским ВСУ и нефть поставлять не обязана.
  • не дождесся милай
  • Смотри не захлебнись!
  • А от чего шум-то? Ну хотят украинцы создать СП, ну и пусть создают! Вопрос в том, будет ли Россия поставлять туда свои детальки! Разумеется - будет, ведь продавать что-то надо! А вот будет ли Россия покупать эти самолёты - вот тут "собака и порылась", скорее всего не будет, и правильно сделает. Надо свои самолёты делать, и это уже делается. А у Украины есть много хотелок, но мало возможностей. Недавно была договорённость о выпуске самолётов АН в Саудовской аравии, и что? Где завод, где самолёты? И сколько Украина заработает на этом?
  • А от чего шум-то? Ну хотят украинцы создать СП, ну и пусть создают! Вопрос в том, будет ли Россия поставлять туда свои детальки! Разумеется - будет, ведь продавать что-то надо! А вот будет ли Россия покупать эти самолёты - вот тут "собака и порылась", скорее всего не будет, и правильно сделает. Надо свои самолёты делать, и это уже делается. А у Украины есть много хотелок, но мало возможностей. Недавно была договорённость о выпуске самолётов АН в Саудовской аравии, и что? Где завод, где самолёты? И сколько Украина заработает на этом?
  • А от чего шум-то? Ну хотят украинцы создать СП, ну и пусть создают! Вопрос в том, будет ли Россия поставлять туда свои детальки! Разумеется - будет, ведь продавать что-то надо! А вот будет ли Россия покупать эти самолёты - вот тут "собака и порылась", скорее всего не будет, и правильно сделает. Надо свои самолёты делать, и это уже делается. А у Украины есть много хотелок, но мало возможностей. Недавно была договорённость о выпуске самолётов АН в Саудовской аравии, и что? Где завод, где самолёты? И сколько Украина заработает на этом?
  • "...в ряде российских СМИ уже появились статьи, обвиняющие Минск в очередном предательском ударе в спину Москвы..." Например, где? Вот вполне пропутинский ресурс - vz.ru Статья: Белоруссия нашла новый способ заработать на конфликте России и Украины Источник - https://vz.ru/economy/2018/3/23/913998.html Спокойный трезвый анализ без надрыва, не то что у некоторых. И вывод: В целом белорусский сценарий может быть реализован, если исключить пункты про производство новых самолетов в Минске, равно как и частей к ним. Во-первых, это дорого и долго. Во-вторых, у Минского завода гражданской авиации нет опыта и компетенций для производства самолетов. Это авиаремонтный завод, который специализируется на обслуживании технически устаревших самолетов Як.. Поэтому для того, чтобы обслуживать самолеты Ан, в том числе современные, также потребуются дополнительные инвестиции в создание базы для обслуживания и обучения персонала. И вопрос денег станет определяющим при реализации такого проекта. Вряд ли российский бюджет профинансирует создание сервисного центра в Белоруссии с целью фактической поддержки украинского авиапрома. Даже несмотря на то, что с проблемой обслуживания самолетов Ан столкнулись не только российские авиакомпании, но и вооруженные силы, спецслужбы, авиаотряд России и МЧС. Россия скорее потратит больше на собственные проекты, направленные на замену украинских бортов. У украинских заводов, ясно, денег нет. Значит, заплатить в надежде на будущие прибыли предстоит Минску. Ну да, Беларусь же, по Алесину, необычайно передовой производитель оружия, без которого России ни за что не справиться.
  • дай Бог мы с братьями украинцами победим кремлевского змея
  • не дождесся милай
  • Без российских комплектующих будут выпускать плуги, бороны и картофелекопалки.
  • если учесть как в Беларусь отжимают всё то что построили инвесторы, а украинские предприятия стали гнать откровенный брак.... то в этой ситуации обвинять в препятствии работы этого СП Россию, более чем глупо
  • Мышиная возня...не взлетит самолетик беларусско-украинский...
  • Москве по херу. Этот самолетик если и наберет заказов, то только для внутреннего рынка Беларуси и Украины. России он уже не нужен, особенно после катастрофы в Орске. Хотя самолет и не виноват, но как говориться осадочек остался.
  • Москве по херу. Этот самолетик если и наберет заказов, то только для внутреннего рынка Беларуси и Украины. России он уже не нужен, особенно после катастрофы в Орске. Хотя самолет и не виноват, но как говориться осадочек остался.
  • да вы можете ее даже всему миру не поставлять......никому от этого хуже не станет....