Грозит ли местным бюджетам дефолт?

В пяти из шести областей Беларуси долги местных бюджетов существенно превышают уровень экономической безопасности.

Уровень долговой нагрузки на муниципальном уровне очень высокой. Долги практически всех областных бюджетов превышают уровень экономической безопасности. Чтобы проблема не обострялась, местным властям запретили самостоятельно привлекать новые заимствования.

 

Как появились чрезмерные долги

По закону долги местной власти не должны превышать 80% объема доходов местного бюджета (за вычетом получаемых субвенций, а также межбюджетных трансфертов, передаваемых в другие бюджеты).

«Реализация данных требований бюджетного законодательства позволяет обеспечить сбалансированное исполнение бюджетов», — подчеркивается в подготовленном Министерством финансов отчете об исполнении местных бюджетов за 2017 год.

Парадокс, но в этом же отчете приводятся цифры, которые говорят о том, что требования бюджетного законодательства практически во всех (!) областях не соблюдается.

Так, по состоянию на начало 2018 года уровень совокупного долга по отношению к доходам бюджета Минской области составлял 191,5%. То есть порог экономической безопасности в данном случае уже превышен в 2,4 раза.

Уровень совокупного долга по отношению к доходам бюджета Могилевской области находился на отметке 144,8%, Гродненской области — 157,9%, Гомельской области — 139%, Витебской области — 144,3%. Единственная область, долги которой пока ниже допустимого порога экономической безопасности, — Брестская.

Таким образом, в пяти из шести областей уровень долга превышает порог экономической безопасности. Почему же так случилось?

«В значительной степени это произошло из-за секьюритизации обязательств областного уровня. Местные власти в свое время выдавали гарантии по кредитам коммунальным предприятиям. В результате секьюритизации косвенный долг местных органов власти перешел в прямой долг облисполкомов», — пояснил БелаПАН собеседник в финансовых кругах, знакомый со сложившейся ситуацией.

В последние годы из-за неплатежеспособности госпредприятий перед банками на бюджет были переложены долги многих организаций, принадлежащих государству. Процесс этот назывался модным словом секьюритизация.

Облисполкомы выпустили облигации, банки ценные бумаги выкупили. В результате с банками теперь должны расплачиваться облисполкомы (государство). А основным источником для погашения обязательств облисполкомов перед банками должны стать средства заемщиков (предприятий), долги которых были переложены на бюджет.

Понимая, что уровень долга облисполкомов теперь очень большой, правительство запретило местным властям самостоятельно привлекать новые заимствования.

«Заимствовать тем местным органам власти, чей долг превысил пороговое значение, без разрешения главы государства невозможно», — рассказал информированный собеседник в финансовых кругах.

 

Казне придется отвечать за госсектор

Самый большой вопрос в этой истории — платежеспособность предприятий, за счет средств которых облисполкомы должны рассчитаться по своим обязательствам перед банками.

Очевидно, что корпоративные долги перекладывались на плечи государства отнюдь не от хорошей жизни предприятий. Цифры, кстати, впечатляют.

За последние годы на бюджет (в том числе республиканский) были переложены долги сельхозпредприятий на сумму 2,3 млрд рублей (данные Минфина), а с учетом промышленности цифра еще больше.

Всего, по информации Минфина, чтобы не допустить кризиса в банковской системе, в минувшие несколько лет были переложены на бюджет (секьюритизированы) банковские кредиты госпредприятий на сумму 1,9 млрд долларов.

Смогут ли предприятия рассчитаться перед бюджетом, чтобы государство смогло расплачиваться с банками по долговым обязательствам, возникшим вследствие выпуска облигаций? Большой вопрос, говорят эксперты, а вот отвечать по этим долгам правительству точно придется. В том числе и по местным долгам.

«Долги многих сельскохозяйственных госпредприятий были порождены директивными распоряжениями сверху, которые касались модернизации АПК. Поэтому возникший корпоративный долг — это госдолг. Соответственно, если местные бюджеты не смогут по своим долговым обязательствам рассчитываться, придется по этим долгам отвечать правительству», — считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Схожего мнения придерживается и финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

«Высокая долговая нагрузка, которая лежит на местных бюджетах, формирует напряженную ситуацию в системе госфинансов. В случае неблагоприятного развития событий выручать местные бюджеты будет правительство. Вероятность дефолта местных бюджетов в связи с этим низкая», — сказал эксперт.

 

Решение долговой проблемы: возможные сценарии

По мнению экспертов, в зависимости от глубины проблем с корпоративными долгами, которые принял на себя бюджет, ситуация может развиваться по нескольким сценариям.

Оптимистический сценарий — финансовое положение заемщиков улучшится, они смогут выполнять свои долговые обязательства перед государством, и тогда в бюджете будут средства для выплат в пользу банков.

Однако у экономистов есть сомнения, что ситуация будет развиваться именно по этому сценарию.

«Судя по финансовой отчетности госпредприятий, многим из них удается пока только обслуживать долговые обязательства, а не погашать их. Что произойдет в будущем, если госпредприятия не смогут своевременно погашать долги, это большой вопрос», — отмечает Дмитрий Крук.

Если реализуется пессимистический сценарий, то вариантов у властей, как считают эксперты, несколько.

Первый — запустить реструктуризацию (банкротство) неплатежеспособных предприятий, а деньги от продажи основных фондов пустить на погашение долгов. Второй — привлекать внешние заимствования для решения внутренней долговой проблемы. Третий — пролонгировать долги на будущий период в случае, если предприятия будут в состоянии свои обязательства хотя бы обслуживать.

«Ключевая задача уже сейчас заключается в том, чтобы четко выделить предприятия, которые генерируют проблемные долги для бюджета. Если продолжать перекладывать корпоративные долги на бюджет, мы придем к тому, что за счет средств всего населения будем поддерживать неэффективные предприятия. Это точно несправедливо», — резюмировал Александр Муха.