Беларусь получает из России финансовую помощь по секретной схеме

Речь идет о сотнях миллионов долларов…

Платежный баланс Беларуси за 2017 год свидетельствует, что в прошлом году резко возросли так называемые вторичные доходы из России в нашу страну. Эксперты считают, что за этими цифрами скрываются нефтяные доходы, получаемые по секретной схеме.

Фото pixabay.com

 

Тема не для открытого обсуждения

Около года Москва и Минск урегулировали нефтегазовый спор. Однако условия поставок российской нефти в Беларусь до сих пор известны лишь в общих чертах. Неоднократно представители белорусского правительства заявляли, что 18 млн тонн нефти Россия поставляет Беларуси трубопроводным транспортом, а еще 6 млн тонн идет на «перетаможку».

Вот только о том, в чем выражается эта «перетаможка», ни Москва, ни Минск публично говорить не хотят, а разглашать финансовые условия сделки — тем более. Молчание обеих сторон объясняется просто.

«Вопрос о «перетаможке» — тема не для открытого обсуждения. Убытков никаких для страны эта схема не несет, она дает стране плюс. Однако, согласно межправительственным договоренностям Беларуси и России, этот вопрос относится к информации для служебного пользования», — рассказал БелаПАН источник в нефтеперерабатывающей отрасли.

При этом он уточнил, что если обе стороны не будут возражать, «а с нашей стороны возражений точно не будет, то эта схема может быть продолжена и в 2019 году».

Чтобы понять суть вопроса и причины, которые породили эту засекреченную схему, стоит объяснить, почему белорусские нефтеперерабатывающие заводы сейчас перерабатывают именно 18 млн тонн нефти.

Профильные эксперты говорят, что именно такой объем сырья белорусским НПЗ выгодно перерабатывать. Почему?

В 2017 году глубина переработки (отражает величину нефтепродуктов, получаемых с тонны нефти) составила около 73% на «Нафтане» и 78% на Мозырском НПЗ. После модернизации двух заводов через два года глубина переработки нефти должна вырасти до 90-92%. А пока этого не произошло, заводам, чтобы работать с прибылью, приходится экспортировать нефтепродукты на высокомаржинальные рынки.

«Сделав больше, придется уйти на менее маржинальные рынки. Поэтому возникает вопрос, стоит ли перерабатывать больше. Пока остановились на нынешнем объеме переработки нефти», — отметил представитель нефтеперерабатывающей отрасли.

В общем, пока 18 млн тонн нефти, с учетом глубины переработки нефти, как раз тот объем углеводородного сырья, который белорусским НПЗ выгодно перерабатывать.

Однако Москва и Минск в апреле 2017 года, когда урегулировали нефтегазовый спор, договорились также о «перетаможке» еще 6 млн тонн нефти. Зачем нужна эта таинственная схема и какой доход Беларуси она приносит?

 

Нефтегазовая схема

Статистические данные указывают на то, что Беларусь в 2017 году импортировала из России 18 млн тонн нефти. Соответственно, «перетаможка» 6 млн. тонн нефти не предусматривает движения товаров. А что тогда она предусматривает?

Белорусские экономисты предполагают, что суть этой схемы заключается в перечислении Россией экспортной пошлины с 6 млн тонн нефти в белорусский бюджет. Косвенное подтверждение существования такой схемы можно найти в платежном балансе Беларуси за 2017 год.

Эксперты обращают внимание, что в прошлом году резко выросли так называемые вторичные доходы сектора госуправления, поступившие в страну. По статье «вторичные доходы» проходят разного рода трансферты, в том числе пошлины.

Вторичные доходы сектора госуправления Беларуси увеличились с 816,3 млн долларов в 2016 году до 1 млрд 395,5 млн долларов в 2017-м.

«Если брать данные платежного баланса, то в первом квартале 2017 года мы получили приток по вторичным доходам сектора госуправления на 6,5 млн долларов больше, чем в первом квартале 2016 года, во втором квартале 2017 разница с аналогичным периодом прошлого года составила 36,8 млн долларов, а в третьем и четвертом квартале 2017 года — 355,9 млн и 136,8 млн долларов соответственно», — констатирует директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Обращает на себя внимание тот факт, что практически весь этот прирост вторичных доходов был получен из России. Более того, в третьем квартале 2017 года в Беларусь поступил рекордный в квартальном выражении (статистика Нацбанка доступна с 2005 года) объем вторичных доходов из России.

Следует отметить, что в бюджет Беларуси зачисляются ввозные, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины из России, распределяемые в рамках договора о Евразийском экономическом союзе. По оценкам экспертов Исследовательского центра ИПМ, если вычесть эти традиционные поступления, сверхдоходы Беларуси, связанные с «перетаможкой» 6 млн тонн нефти, могли принести стране в 2017 году около 480 млн долларов.

Оценка эта экспертная, и важнее даже, наверное, не точная цифра (озвучить ее может только государство), а ответ на вопрос, зачем вообще понадобилась схема, связанная с «перетаможкой» нефти.

Белорусские экономисты предполагают, что эта схема понадобилась для выплаты Москвой компенсации Беларуси, которая не довольна нынешним уровнем цен на российский газ.

«Это своего рода помощь Беларуси от России, чтобы компенсировать цену на газ. Иного объяснения сложно найти», — говорит научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Белорусские экономисты практически полностью уверены, что «перетаможка» нефти — это не нефтяной, а нефтегазовый вопрос.

«Рассматривать эту схему как исключительно нефтяную субсидию России для Беларуси не стоит. Фактически, судя по всему, речь идет о субсидии России белорусскому бюджету, которая направлена на компенсацию сегодняшней цены на газ», — полагает Александр Чубрик.

Напомним, Беларусь сейчас ведет с Россией переговоры о сближении белорусских цен на газ с внутрироссийскими. Правда, как заявил в феврале этого года вице-премьер России Аркадий Дворкович, белорусские предложения по ценам на газ на 2020-2024 годы на данный момент не устраивают Москву.

Однако, чтобы не развязывать очередной газовый спор сейчас, Москва, как считают эксперты, сохранит схему «перетаможки» нефти.

«Если Россия будет снижать цену газа для Беларуси, не делая аналогичных шагов другим странам евразийского союза, то это чревато для Москвы интеграционными проблемами. Поэтому пока, наверное, схема «перетаможки» нефти будет оставаться, поскольку позволяет России непрозрачным образом поддерживать Беларусь», — полагает Ирина Точицкая.




Оставьте комментарий (0)
  • Вы, бульбаши, пытаетесь перехватить пальму первенства у хохломордых, по хитрожопости...И по нацистским взглядам и замашкам...Чревато тем, что скоро, тоже начнёте по помойкам ползать,и и клянчить у всего мира кредиты и подачки, на бедность, "новые еуропейцы"...
  • Если Россия будет снижать цену газа для Беларуси, не делая аналогичных шагов другим странам евразийского союза, то это чревато для Москвы интеграционными проблемами. Поэтому пока, наверное, схема «перетаможки» нефти будет оставаться, поскольку позволяет России НЕпрозрачным образом ПОДдерживать Беларусь», — полагает Ирина Точицкая. ++ А при чём тут страны евразийского союза? в Союзном государстве цены на энергоносители должны быть равными для этого Лукашенко и подписывал договор о его создании.
  • Читали конечно... Равные цены на энергоносители и свободное передвижение товаров. И при этих условиях можете распрощаться со своим недоразвитым с/хозяйством и машиностроением тоже недоразвитым, даже не совсем сильному белорусскому
  • ого
  • ого
  • Согласно какого нормативного документа оно не существует.? Если не существует, то нужно открыто об этом заявить. Проблема то в чем? При чем здесь Черномырдин и другой набор слов.
  • Зачем? Формально существующее, но без признаков государства.
  • Формализм без власти и прав, не есть государство.
  • Читали конечно... Равные цены на энергоносители и свободное передвижение товаров. И при этих условиях можете распрощаться со своим недоразвитым с/хозяйством и машиностроением тоже недоразвитым, даже не совсем сильному белорусскому
  • Там конкурентов нет на честных условиях
  • Читали конечно... Равные цены на энергоносители и свободное передвижение товаров. И при этих условиях можете распрощаться со своим недоразвитым с/хозяйством и машиностроением тоже недоразвитым, даже не совсем сильному белорусскому
  • Читали конечно... Равные цены на энергоносители и свободное передвижение товаров. И при этих условиях можете распрощаться со своим недоразвитым с/хозяйством и машиностроением тоже недоразвитым, даже не совсем сильному белорусскому
  • Читали конечно... Равные цены на энергоносители и свободное передвижение товаров. И при этих условиях можете распрощаться со своим недоразвитым с/хозяйством и машиностроением тоже недоразвитым, даже не совсем сильному белорусскому
  • Читали конечно... Равные цены на энергоносители и свободное передвижение товаров. И при этих условиях можете распрощаться со своим недоразвитым с/хозяйством и машиностроением тоже недоразвитым, даже не совсем сильному белорусскому
  • Там конкурентов нет на честных условиях
  • Там конкурентов нет на честных условиях
  • Там конкурентов нет на честных условиях
  • Там конкурентов нет на честных условиях
  • Там конкурентов нет на честных условиях
  • Там конкурентов нет на честных условиях
  • Видите, нет элементарных знаний, а рассуждаете как эксперт..
  • Видите, нет элементарных знаний, а рассуждаете как эксперт..
  • Формализм без власти и прав, не есть государство.
  • Зачем? Формально существующее, но без признаков государства.
  • Там еще Конституция , вооруженные Силы , гражданство , валюта ...А Вы опять про газ да молочку.
  • да по фиг. щас запустим свой аэс и перейдём на свету полностью )
  • Ці не хаваецца за гэтаю непразрыстаю схемаю яшчэ больш непразрыстая, празь якую большая частка грошай пападае ў кішэні функцыянераў абодвух бакоў?