Как будут расти цены на топливо в Беларуси?

Бензин подорожает на 8%, дизтопливо — на 4,5%.

C 15 марта в Беларуси повышена стоимость автомобильного топлива, и такая практика будет продолжаться. Дело в том, что из-за продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке по субсидируемым ценам белорусские нефтеперерабатывающие заводы оказались в убытках. Чтобы исправить ситуацию, цены на бензин и дизтопливо весной будут поэтапно расти.

 

Убытки перекрывают прибыль

Цены на топливо на внутреннем рынке регулируются государством, однако поскольку объявление о росте цен является непопулярной мерой, оно откладывалось. А тем временем входящая цена на нефть для белорусских нефтеперерабатывающих заводов существенно увеличивалась.

Так, в январе-феврале 2018 года средняя цена на нефть марки Urals увеличилась для Беларуси на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 65,99 доллара за баррель. Естественно, в связи с этим росли и экспортные цены на нефтепродукты, а вот внутренние цены на топливо, регулируемые государством, отставали от этого процесса.

Дошло уже до того, что в среднем экспортные контракты на белорусские нефтепродукты оказались в этом году на 150 долларов выше внутренних цен на топливо. Такая ситуация привела к тому, что убытки белорусских НПЗ от поставок топлива на внутренний рынок оказались больше, чем доходы от экспорта.

Вице-премьер Владимир Семашко ранее подтвердил этот факт и сообщил, что в январе белорусские НПЗ получили убытки. По информации БелаПАН, в начале года доходы нефтеперерабатывающих заводов от экспорта нефтепродуктов были примерно вдвое меньше по сравнению с убытками от реализации топлива на внутреннем рынке.

В связи с убыточной деятельностью нефтеперерабатывающих заводов правительством принято решение о поэтапном повышении стоимости топлива на внутреннем рынке. Задача состоит в том, чтобы постепенно привести цены на топливо на внутреннем рынке в соответствии с ценами на бензин и дизтопливо в приграничных с Беларусью регионах России.

«Сегодня отличие белорусских цен на топливо от цен на приграничных заправках в России составляет по бензину 8%, по дизельному топливу — 4,5%. В пошаговом режиме эта разница будет устраняться», — пояснил сложившуюся ситуацию представитель нефтеперабатывающей отрасли, отвечая на вопросы БелаПАН.

Предполагается, уточнил он, что начавшийся в первом квартале этап повышения цен на топливо продлится до мая.

«Если в мае придем к ценам на топливо на внутреннем рынке, которые сопоставимы с российскими, и не произойдет никаких макропотрясений, то оба нефтеперерабатывающих завода Беларуси получат прибыль от реализации продукции. Что касается чистой прибыли, то с учетом закредитованности заводов, многое в этом плане зависит от стабильности обменного курса рубля, поскольку кредиты привлекались в инвалюте», — уточнил представитель нефтеперерабатывающей отрасли.

 

Модернизация оказалась под угрозой

В конце 2017 года белорусские власти заявляли о том, что для нормальной работы нефтеперерабатывающих заводов (чтобы они могли обслуживать текущие и инвестиционные кредиты) предприятиям нужно зарабатывать 30-35 долларов на тонне. Однако в последние месяцы сложилась противоположная ситуация.

Рост входящей цены на нефть и замораживание цен на топливо на внутреннем рынке привело к убыточной деятельности белорусских нефтеперерабатывающих заводов. «Кому интересно получать 1,5 доллара убытка с тонны переработки нефти?» — задается риторическим вопросов представитель нефтеперерабатывающей отрасли.

Такие результаты привели к тому, что власти подошли к точке, когда нужно было принимать решение по повышению цен на топливо на внутреннем рынке. Терпеть дальше убытки было нельзя, учитывая, что белорусские НПЗ для привлечения и погашения инвестиционных кредитов должны иметь как минимум удовлетворительное финансовое состояние.

К слову, каждому из двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов для завершения модернизации необходимо привлечь еще порядка 400 млн долларов. Понятно, что сделать это на фоне убыточной деятельности будет практически нереально.

Напомним, модернизация белорусских НПЗ проводится для повышения глубины переработки нефти до 90% и увеличения выхода светлых нефтепродуктов. Модернизация должна завершиться до конца 2019 года, однако провести ее можно будет только при условии своевременного финансирования.

Между тем, как отмечают участники рынка, финансовая отчетность белорусских НПЗ в последние месяцы вызывала у кредиторов (банков) неприятные чувства.

«Банкиры под микроскопом смотрят на соотношение прибыли НПЗ к долгу, и оно не является сегодня хорошим, вызывающим улыбку у банкиров. Поэтому выход на справедливые цены на топливо на внутреннем рынке является математически актуальной задачей», — заявил корреспонденту БелаПАН представитель нефтеперерабатывающей отрасли.

  • Как будут расти цены на топливо в Беларуси? - Непрерывно.
  • В России в стоимость топлива уже включен дорожный налог. Как достали эти деревенские иканамисты. Когда уже нажрется?
  • В Беларуси будут расти цены на всё, не сомневайтесь!)
  • В Беларуси будут расти цены на всё, не сомневайтесь!)