Маргарита Левчук — оперная дива с фигурой модели: и тут на меня обрушилась слава

Маргарита Левчук — яркая предстательница нового поколения оперных певцов.

В век высоких скоростей мы и не заметили, как тихо ушли с оперной сцены артисты, десятилетиями олицетворявшие этот вид искусства, а им на смену пришло новое поколение.

Даже можно сказать, другое поколение, которое не боится ломать стереотипы и идти против традиций, которое несет с собой в оперу всё новое, что дает цифровая эра. Которое делает оперу интересным зрелищем для массового зрителя, но при этом не переступает грань, отделяющую искусство от масскульта.

Современные оперные звезды ходят в фитнес-клубы и выкладывают селфи, с ними можно зафрендиться в соцсетях, их нередко можно увидеть в телешоу и даже на эстраде.

Фото Славы Потолаха

Солистка Большого театра Беларуси и Музыкального Дома «Классика» Маргарита Левчук — яркая предстательница нового поколения оперных певцов: у нее почти полторы тысячи подписчиков в Instagram и фигура, которой могут позавидовать модели. А еще она финалистка популярного российского телешоу «Большая опера».

С Маргаритой Левчук и ее продюсером, директором Музыкального Дома «Классика» Александром Чаховским мы встретились в кафе сразу после концерта в галерее Михаила Савицкого.

А.Ч. — Это был маленький получасовой концерт. Такую интересую форму сотрудничества мы нашли с турфирмой «Виаполь». Идея в том, чтобы знакомить туристов не только с архитектурой и историей города, но и с искусством — изобразительным, музыкальным. Мы к этому относимся очень серьезно. Отдаем себе отчет, что среди экскурсантов есть люди, которые впервые слышат арию из оперы. И здесь очень важно, через кого они познакомятся с оперой. Я думаю, если человек впервые услышит оперу в исполнении Анны Нетребко, то не останется равнодушным. К опере. И к Анне, разумеется, тоже. Я мог бы пригласить в этот проект студентов, что заметно бы снизило стоимость культурной программы, но я не уверен, что заинтересовал бы гостей оперой.

***

А тем временем подошла официантка. Марго уже изучила меню и заказала салат, отварной язык с гарниром и сырники. Особенно привередливо выбирала сок и просила, чтобы он не был холодным.

— А не лопнешь? — Вот уже не ожидала услышать такое словечко от джентльмена в бабочке. Впрочем, интонация у Александра была такая заботливо-отеческая.

Марго же вскинула огромные зеленые глаза и как ни в чем не бывало сказала:

— А знаете, как меня зовут в театре? Ведьма! Потому что я ем, сколько хочу, что хочу и не поправляюсь.

***

А.Ч. — Марго повезло с генетикой. Ведь теперь публике мало качественного вокала, это в 70-е годы Джульетту пела дама постбальзаковского возраста в роскошном теле. Теперь люди хотят видеть на сцене актерскую игру, но без излишней театральщины, штампов. Поэтому оперные артисты вынуждены поддерживать форму. Миф о том, что сопрано или тенору необходимы лишние килограммы на теле для хорошего звучания, давно разрушен. Марго, к слову в Большой театр попала благодаря своей изящной фигуре.

— То есть голос совсем роли не играл, только фигура?

М.Л. — Я все объясню. У меня были попытки попасть на прослушивание в Большой театр, но отвечали, что сопрано не нужны. Однако постановщики «Свадьбы Фигаро» дирижер Олег Лесун и режиссер Михаил Кисляров искали певицу на роль Барбарины — актрису с девичьими формами. Так что да, первоначально я подходила актерски и по фигуре. Безусловно, они меня прослушали. Ведь фигура — это хорошо, но и петь нужно тоже соответствующе. И здесь мне очень повезло: я пришла в театр, и уже в первый день у меня была роль!

Фото Славы Потолаха

— А в «Травиату» трудно было пройти кастинг?

М.Л. — У Андрейса Жагарса, режиссера-постановщика спектакля, было свое видение. Он перенес действие оперы в наше время и сам хотел работать с молодыми артистами, так как, по его словам, мы в меньшей степени испорчены штампами оперной вампуки. Исходя из этих критериев дирижер-постановщик Андрей Галанов предложил кандидатуры шести солисток, в том числе и мою. Андрейс выбрал троих. Очень рада, что оказалась в этой тройке. Было интересно работать, многому научилась.

А.Ч. — Думаю, что некоторые солисты в обиде на Жагарса за его выбор. Но я сам был свидетелем того, что некоторые возрастные артисты в силу стереотипов не принимали осовремененный вариант оперы, кто-то и вовсе заявляет, мол, не буду целоваться на сцене никогда. Нельзя сказать, что в постановке Жагарса есть откровенный секс, но контакт с партнером там довольно близкий. В феврале партнер Марго Александр Михнюк так вошел в роль Альфреда… Поет, обнимает Виолетту, в процессе обнимания пеньюар актрисы все выше поднимается…

Сцена из «Травиаты». Фото Михаила Нестерова

М.Л. — На мне было белье телесного цвета. Сразу после спектакля я подошла к Андрею Галанову: «Маэстро, как я спела, есть ли замечания»? Дирижер говорит: «Всё хорошо, только у меня такой чисто житейский вопрос: «Вы вообще носите белье»? Потом, когда я посмотрела видео… Да, из зала казалось, что белья нет. Наверное, этот конфуз даст повод еще больше позлорадствовать тем, кто возмущается: как можно выходить на оперную сцену в джинсах, пеньюарах и прочих нарядах без кринолинов. Мне же нравится работа художника по костюмам в «Травиате» Кристине Пастернака.

А еще я хочу поспорить с Александром, когда он говорит, что новации не принимают возрастные артисты. Самый взрослый певец в нашем спектакле «Опера в пижаме» — народный артист Беларуси Владимир Петров. Как он шикарно играет и как его обожает публика! Дело не возрасте, а в состоянии души человека, его желании учиться чему-то новому, расширять горизонты.

— В «Большую оперу» попали с подачи Андрейса Жагарса, который был ведущим двух последних сезонов этого телешоу?

М.Л. — А вот и нет. Мысли об участии в этом конкурсе у меня были, но не скажу, что целенаправленно готовилась. Если совсем честно, то я иногда ленива… В мае в Большой театр пришло приглашение от организаторов конкурса, и менеджмент предложил мне отправить заявку на участие. Многие думают, если отправила видео, то уже в телевизоре. На самом деле на российский канал «Культура» пришло 900 заявок. Из них отобрали 36, а из них только 10 дошли до эфира. Жагарс в белорусской опере появился в августе, так что при всем желании составить протекцию не мог.

 

 

— Расскажите о закулисье «Большой оперы».

М.Л. — Прекрасная дружеская атмосфера. Мы все подружились. Всегда очень переживали, когда конкурсант покидал нас. Знаете, там нет повышенного духа соревновательности. Выбывая, конкурсант жалел не о том, что пролетает мимо призового места, а о том, что не смог пройти программу до конца, попробовать себя в разных ипостасях. Мы все подружились, тогда помогали другу друг и теперь продолжаем общаться.

Кто-то перед поездкой мне говорил, мол, столкнешься с московским снобизмом… Ничего подобного! Организаторы конкурса вообще относились к нам как к звездам — заботились, помогали во всем. Были там и наши люди. Например, Вова Дмитрук — солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — белорус, обосновавшийся в Москве. Он тоже помогал всем конкурсантам, в том числе в каких-то бытовых вопросах, часто подвозил нас в своей машине.

Мы все были в Москве наездами, так получилось, что Ильхам Назаров случайно проговорился мне, что у него день рождения. А у меня ну ничего нет похожего на подарок. Так и говорю, подарка нет, вот только банан. А Ильхам не успел пообедать и сказал, что этот банан — лучший подарок. Вечером все собрались, канал «Культура» заказал роскошный торт, все поздравили Ильхама. Было очень весело и душевно. Пили мы чай, потому что после 23 часов в Москве спиртное не продают.

 

 

— Можно сказать, что после такого большого эфира российского телеканала «Культура» вы проснулись знаменитой? А количество ангажементов увеличилось?

М.Л. — После двух выпусков «Большой оперы» я пошла на сольный концерт своего кумира и хорошего друга Надежды Кучер в филармонию. В антракте вышла в фойе. И тут на меня обрушилась слава! Через пять минут мне хотелось убежать, я оказалась не готова к такому вниманию. Но пришлось взять себя в руки, раздавать автографы, фотографироваться. Конечно, узнают те, кто интересуется оперой. Но вот сейчас я выйду на улицу, и поклонники штабелями укладываться не будут. (смеется) Ангажементами занимается Александр, но судя по количеству партий, которые мне нужно выучить, и концертов с моим участием, их немало. Прежде всего, я готовлюсь к «Богеме» в Большом театре Беларуси.

— 6 марта в Минске состоится концерт участников «Большой оперы». Чья идея, кто приедет, какова программа?

М.Л. — Сразу после финала конкурса Александр поделился со мной идеей, чтобы концерты участников «Большой оперы» состоялись во многих странах. Я загорелась этим проектом, ведь я точно знаю, что у проекта в целом и у каждого из нас есть поклонники, и они хотели бы видеть и слышать нас там, где они живут.

А.Ч. — По мере сил стараюсь осуществить мечту Маргариты, потому что Музыкальный Дом «Классика» стремится к тому, чтобы просвещать людей, знакомить их с лучшими образцами музыки. Прежде всего, имею в виду оперу и джаз. Часто говорят, что это элитарная музыка, которую не все поймут. А как они поймут, если не слышали? Вот поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши оперные спектакли, концерты классической музыки проходили не только в столице.

Когда мы устраивали концертный тур в Беларуси Кирилла Кедука, Ивана Каризны и Артема Шишкова, то были скептики, которые говорили, мол, кто там в малых городах будет слушать академическую музыку. Но концерты прошли с большим успехом. Так что я снова готов повторить девиз нашего Музыкального Дома: «Классическую музыку любят все, просто не все еще об этом знают».

В Минске грандиозный концерт состоится 6 марта. Выступит победитель проекта «Большая опера-2017» Полина Шамаева, финалисты Маргарита Левчук и Владимир Дмитрук. Поддержат их финалисты прошлых конкурсов «Большая опера», а ныне ведущие солисты театра Юрий Городецкий и Илья Сильчуков. Тоже в концерте примут участие звезды Большого театра Владимир Громов и Анастасия Москвина. А еще тех, кто начало весны встретит в театре, ожидают яркие выступления балета Большого театра Беларуси. За дирижерскими пультом будет маэстро Вячеслав Чернухо-Волич.

 

Андрейс Жагарс, латышский актер и театральный режиссер, ведущий двух последних сезонов телеконкурса «Большая опера»:

Фото tvkultura.ru

«Скажу кратко: идею Музыкального дома «Классика» поддерживаю! Белорусы достойно показали себя в «Большой опере». На предыдущем проекте в финал попал прекрасный певец Юрий Городецкий, а в этом году уверенно лидировали Маргарита Левчук и Владимир Дмитрук. Все трое талантливые певцы, по актерски яркие и эмоциональные! Мне удалось работать с Юрием и Маргаритой на постановке «Травиаты» в Большом театре Беларуси. Все очень одаренные ребята! Желаю удачи им!»