Избиратели не интересуются кандидатами, и похоже, что это взаимно

Оживление избирательной кампании после начала агитации если кто-то и заметил, то глава Центризбиркома и жители крупных городов. Подавляющее большинство кандидатов в депутаты местных советов не подавали уведомлений для встреч с избирателями.

Белорусские выборы — праздник для ироничных наблюдателей. Пока едешь в будни на трамвае из микрорайона Зеленый Луг в центр Минска, практически на каждой остановке видишь пикет с красно-зеленым флагом в поддержку провластного кандидата. Кроме государственного флага, на таких пикетах в большинстве случаев можно увидеть флаг общественного объединения «Белая Русь», иногда — Белорусского республиканского союза молодежи и очень редко — Федерации профсоюзов Беларуси.

Эти пикетчики мерзнут на улице одиноко, как часть пейзажа, к ним никто особо и не подходит. Они могут лишь стать поводом для спора пассажиров. «А чего эти не работают, а с флагами стоят?» — возмущается пожилой человек. Его соседка урезонивает: «Это они так работают».

 

Оппозиционные пикеты — реже, но люднее

С оппозиционными пикетами сложнее, их еще найти нужно в городе — из окна моего трамвая их точно не видно. Вместо спальных районов, облюбованных под пикеты провластными организациями, оппозиционеры выбирают людные места в центре.

Судя по фото и видео, выложенных в соцсетях самими кандидатами в депутаты и их группами поддержки, тут также не было особо многолюдно, но народ все же интересовался. К оппозиционерам, которые выбивались из пейзажа своей символикой, все же подходили пообщаться-поспорить некоторые прохожие.

Особого интереса к выборам не наблюдается. Как сказала в эфире телеканала ОНТ председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, с началом агитации избирательная кампания оживилась, но ожидать, «что кандидаты яро будут бороться за депутатский мандат и активно проводить свою агитационную работу, конечно, не стоит».

В Беларуси зарегистрировано 15 политических партий, в выборах участвуют 12, из которых пять относятся к оппозиции. В то же время Ермошина отметила: «Только четыре партии из числа оппозиционных, а их у нас порядка восьми, участвуют в выборах… Это отнюдь не полное участие».

Расхождение в числах, скорее всего, связано с тем, что Белорусская партия «Зеленые» не выдвигала кандидатов протоколами, но ее представители выдвигались путем сбора подписей.

 

Большинство кандидатов не шевелится

Ермошина отмечает, что сейчас можно использовать упрощенный способ организации митингов и пикетов. При этом опубликованная Центризбиркомом статистика свидетельствует (по состоянию на 5 февраля), что только 17% зарегистрированных кандидатов подавали заявки на уличные массовые мероприятия и 26% просили помещение для встречи с избирателями или дебатов с конкурентами.

 

Сведения об агитационной активности кандидатов

советы депутатов

зарегистрировано кандидатов

количество кандидатов, подавших уведомления о массовых мероприятиях

количество массовых мероприятий

количество кандидатов, подавших заявления о предоставлении помещений

количество мероприятий в помещениях

Минский городской

253

119

17266

76

275

областные

791

245

1963

348

2378

районные

4755

960

1794

1712

4561

городские в городах областного подчинения

777

213

1049

209

793

городские в городах районного подчинения

297

43

43

64

113

поселковые

103

66

192

66

86

сельские

15313

2186

2227

3314

4693

всего

22289

3832

24534

5789

12899

 

При этом большинство массовых мероприятий запланировано в столице — 119 кандидатов в депутаты Минского горсовета подали 70% всех уведомлений на уличные акции в целом по стране. Зато мероприятия в помещении оказались более востребованы в сельских (36% заявок по стране) и районных (35%) округах.

Логика в таком разделении есть, ведь в крупном городе проще организовать митинг или пикет, чем собрать избирателей в школу или клуб, а в деревне — наоборот. Но при этом менее половины столичных кандидатов выразили желание встречаться с избирателями — хоть на улице, хоть в помещении. То есть кандидаты не интересуются избирателями, и похоже, что это взаимно.

 

Не всякий кандидат напечатает свой плакат

Если же посмотреть данные «Беларусбанка» о специальных избирательных счетах, то окажется что их открыли лишь 168 из 253 зарегистрированных кандидатов в депутаты Минского горсовета (66%). В регионах счета открывают еще менее активно. А нет счета — не опубликуешь предвыборную агитацию.

Это член движения «За Свободу» Никита Семененко пробивается к статусу кандидата в депутаты Минского горсовета через обжалование решения в отказе в регистрации и потом проводит целое публичное расследование в связи с массовым демонтажем официальных стендов для предвыборной агитации. А вот его конкурентов отсутствие возможности разместить плакаты как-то не волнует.

Не случайно у нас часто наблюдается растворение избранного депутата (что местного совета, что Палаты представителей) в безвестности после выборов — никто и имени его припомнить не может.

Есть исключения из правила, некоторые депутаты ведут активный прием избирателей, но большинство не идет дальше рассылки пожилым людям открыток — поздравлений с традиционными советскими праздниками. Впрочем, даже открытки, похоже, скоро станут исключением из правила.

 

Лапидарные листовки от окружкомов

Массово присутствуют кандидаты только в листовках, выпущенных и разбросанных по почтовым ящикам организаторами выборов. Но вот незадача: в этих листовках избиркомы пишут то, что считают нужным даже относительно биографии и статуса претендента на мандат, а вовсе не то, что кандидат хотел бы сообщить избирателям.

В такой общей листовке у кандидата в депутаты по Шкловскому городскому округу № 54 Григория Костусёва не был указан значимый факт, что этот политик является председателем Партии БНФ.

Неужели принимавшие решение «отредактировать» данные Костусёва не понимали, что таким образом лишь создают информационный повод для оппозиционного политика?

Похожий пример привел однопартиец Костусёва, тоже кандидат в депутаты Илья Добротвор, заметивший, что в плакатах от избиркома «партийных кандидатов сразу можно отличить по хорошим фото, а на кого ставят власти — по биографиям».

Как сообщил Добротвор, из его биографии убрали указание на рабочие места за прежние годы, «хоть вся эта информация есть в копии трудовой книжки». Поэтому у оппозиционного кандидата на листовке оказалась визуально короткая биография, а у его конкурентов трудовой путь выглядит солидно, занимает весь отведенный на бумаге объем.

 

Политические лозунги уходят на задний план

Подобные мелкие уколы с последующим написанием жалоб и восстановлением справедливости занимают определенное время, которое оппозиционный политик мог бы использовать по своему усмотрению. Поскольку у оппозиции есть консенсус относительно того, что выборов нет, и она использует кампанию не для борьбы за мандаты, а для агитации за свои ценности, то именно это и мешают делать.

В то же время пропаганда ценностей на местных выборах выглядит несколько чужеродно. Компетенция депутата местного совета находится фактически на дополитическом уровне, поэтому ратовать за национальное возрождение или за свободный рынок вроде не вполне уместно. Но ведь именно для продвижения программных целей оппозиционные партии и соглашаются участвовать в выборах!

Конечно, предвыборные программы массовая аудитория не читает и не обсуждает (хотя лидерам мнений это может быть интересно), но вот об уплотнительных застройках, отсутствии парковок, проблемах с капремонтом кандидаты вынуждены говорить — ведь именно с такими вопросами к ним обращаются избиратели.

Иногда коммунальщики успевают заасфальтировать какой-то двор еще до дня голосования, как бы одной рукой выбивая козырь у оппозиционного кандидата, а другой рукой его же и сдают, ведь обращение к оппозиционеру оказалось эффективнее других способов борьбы за ремонт вот этого конкретного двора.

Но так или иначе политические лозунги оппозиции при живом контакте кандидата с избирателями на местных выборах уходят на задний план, что опять дает основание для критики «ненастоящей» оппозиции.

В этом плане официальный лозунг объединения «Говори правду» на нынешнем этапе («Сделаем так, чтобы двери исполкомов были открыты для каждого жителя», вариант: «Повернуть власть лицом к людям») вполне укладывается в концепцию местных выборов и не противоречит сути организации, задумавшейся о превращении в политическую партию, но так и не превратившуюся. Впрочем, такой же лозунг мог бы использовать и Александр Лукашенко, который на риторическом уровне часто борется с бюрократизацией.

Представитель провластной Компартии Беларуси, первый секретарь бюро Центральной районной организации КПБ Минска Владимир Антончик перечислил в программе такие пункты:

- создание благоприятных условий для развития детей и молодежи;

- оказание адресной помощи нуждающимся, социально незащищенным слоям населения;

- поддержка и развитие органов местного самоуправления; сохранение историко-культурного наследия;

- здоровый образ жизни и спорт как основа нравственного и физического здоровья граждан;

- воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, сохранения национальных традиций.

Все это могло быть и даже есть в программах оппозиционных кандидатов, но вместе с требованием рыночных реформ, демократизации и европейского выбора, прекращения политических репрессий. Впрочем, как и Антончик, эти кандидаты вряд ли донесут свои программы избирателям. Зато кому-то из электората повезет под шумок выборов заасфальтировать двор.