Власти модернизируют Налоговый кодекс. Бизнес хочет полноценной реформы

Бизнес-сообщество готовит предложения по комплексной налоговой реформе.

В Беларуси создается межведомственная группа, которая по поручению президента будет «масштабно» и «постатейно» перерабатывать Налоговый кодекс. Главный фискальный документ должен стать простым и понятным для бизнеса. В свою очередь, деловое сообщество хочет не только добиться модернизации кодекса, но и инициирует налоговую реформу.

 

Налоговую систему будут «шлифовать»

В декабре во время встречи с представителями деловых кругов Александр Лукашенко выражал недовольство и бухгалтерским законодательством, и Налоговым кодексом. Лукашенко справедливо отмечал, что бухгалтерский учет в стране «остался советским, а там черт ногу сломает», и высшего образования недостаточно, чтобы им заниматься.

С налоговым законодательством проблем у предпринимателей не меньше. До 2016 года включительно в Беларуси ежегодно вносились через отдельный законопроект значительные изменения в Налоговый кодекс, и эта практика постоянно нервировала предпринимателей. Лукашенко в 2017 году отказался поддержать очередную редакцию Налогового кодекса, поручил его полностью переработать и сделать этот огромный документ «простым и понятным».

Работу по переработке Налогового кодекса Минфин называет модернизацией. Ведомство уже направило в правительство на утверждение состав рабочей группы из 60 человек, которые будут готовить новую редакцию главного фискального документа.

Министерство по налогам и сборам заявляет о том, что перед рабочей группой поставлена задача подготовить такую редакцию Налогового кодекса, которая бы оставалась неизменной на протяжении трех лет.

«Кроме этого, нормы нового кодекса должны быть простыми, понятными для бизнеса и непротиворечивыми», — подчеркнула заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая, выступая на этой неделе во время заседания Республиканского клуба директоров.

В свою очередь, заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, отвечая на прямой вопрос участников клуба, дал понять, что коренным образом менять фискальную систему власти не планируют.

«Задача — шлифование действующей налоговой системы», — заявил замминистра финансов. При этом он уточнил, что реформирование, а не шлифование налоговой системы также возможно, но не в этом году.

«Результат, который мы можем получить в этом году, — модернизация Налогового кодекса и обеспечение неизменности в течение трех лет налогового законодательства. Мы это время можем посвятить решению системных вопросов. На более высоком уровне мы уже говорили о том, что должны определить для себя стратегические вопросы реформирования налоговой системы», — сказал Дмитрий Кийко.

По мнению бизнеса, «системных вопросов», которые препятствуют нормальной работе предпринимателей, достаточно много.

 

Как бизнес попадает в жернова фискальной системы

В аналитической записке, которую в январе этого года подготовил Совет по развитию предпринимательства, говорится о том, что высокие ставки налогов и проблемы налогового администрирования препятствуют развитию малых и средних предприятий.

«Сложившийся уровень фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН — 35-37% от общего объема ВВП) является одним из ведущих факторов неудовлетворительного финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства», — отмечают эксперты Совета.

Они также обращают внимание на проблемы налогового администрирования, а именно — на необходимость уплаты налогов по факту отгрузки товара, а не после оплаты.

«Авансовый характер основных платежей существенно снижает не только инвестиционные, но даже воспроизводственные возможности малых предприятий, особенно на стадии их становления или освоения новых видов продуктов», — считают эксперты Совета по развитию предпринимательства.

По их мнению, сонмище документов, которые необходимо заполнять для ведения предпринимательской деятельности, «требует значительных расходов на содержание бухгалтерского персонала» и «является причиной неумышленных ошибок при расчете налогов».

Неудивительно, что по этой причине зарубежные эксперты ставят Беларуси негативные оценки. По результатам исследования голландской компании TMF Group, касающегося нормативно-правового регулирования, отчетности, бухгалтерии и налогов, Беларусь заняла в 2017 году 16-е место по сложности налоговых и бухгалтерских правил. Всего в ходе исследования анализировалась ситуация в 98 странах, и в Беларуси, как выяснилось, самые сложные в регионе правила бухгалтерского и налогового учета.

Белорусские предприниматели отмечают, что расходы на налоговое администрирование сегодня достаточно высоки.

«Предпринимателям приходится даже оплачивать за свой счет оборудование, чтобы налоговые органы могли осуществлять дистанционный контроль за кассовыми аппаратами. Никто эти расходы предпринимателей не считает, а ведь нужно проводить оценку регулирующего воздействия нормативных актов, которые преследуют фискальные цели», — говорит Лев Карпач, генеральный директор компании «Вилия», которая оказывает фотоуслуги населению и организациям.

По мнению бизнесмена, чтобы Налоговый кодекс был масштабно переработан, в его основу должны быть положены новые подходы.

«Мы бы хотели, чтобы в основу Налогового кодекса, который планируется модернизировать, были положены новые подходы. В частности, чтобы разработчики кодекса смотрели на завтрашний день бизнеса, а не пытались любыми средствами наполнить бюджет сегодня», — отметил Лев Карпач в комментарии для БелаПАН.

Представители бизнес-союзов говорят, что намерены в 2018 году добиваться упрощения налогового законодательства.

«Наша цель — максимальное упрощение налогового администрирования, чтобы оно было менее обременительным для бизнеса. Сложная система налогового администрирования ведет к тому, что предпринимателям начисляются пени и штрафы за неумышленные ошибки при расчете налогов. В результате, бизнес подпадает под жернова фискальной системы», — сказал БелаПАН председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.

Чтобы исключить головную боль и риски, связанные с налоговым администрированием, предприниматели хотели бы пользоваться упрощенной системой налогообложения. Однако этой системой, которая позволяет платить 5% с выручки и не думать о других налогах, может пользоваться ограниченный круг юридических лиц (выручка которых не превышает 1,85 млн рублей в год).

«Субъекты хозяйствования в ряде случае готовы согласиться с повышением ставки по упрощенной системе налогообложения, чтобы просто иметь возможность ею пользоваться. Предприятия хотели бы иметь простой механизм выполнения своих налоговых обязательств, поэтому мы также будем настаивать на расширении применения «упрощенки», — сообщила БелаПАН сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанна Тарасевич.

Плюс к этому, отметила она, наряду с пересмотром статей Налогового кодекса бизнес намерен подготовить предложения по комплексной налоговой реформе. Предполагается, что в сентябре эти предложения будут направлены президенту вместе с новой редакцией Налогового кодекса.

«Бюджет уже сегодня дотирует выплату пенсий, средств в Фонде социальной защиты населения не хватает, поэтому рано или поздно существующую систему обязательных платежей бизнеса в этот фонд предстоит реформировать», — резюмировала Жанна Тарасевич.