Россиянин сжег пустующую деревню — ради эффектных снимков
Признанный в мире фотограф для своего проекта «Родина» поджег селение в российской глубинке и выкрасил черным заброшенные церкви.
Лауреат премии World Press Photo фотограф Данила Ткаченко представил свой последний проект и рассказал журналистам, что, возможно, уедет из России. На него ополчились тысячи людей в социальных сетях, а градозащитники подали жалобу в Министерство культуры. Не исключено, что будет заведено уголовное дело. А все потому, что для снимков он поджег пустующую деревню. И красил заброшенные церкви в черный цвет.
Как пишет
Интервью с Ткаченко, в котором он рассказал о своей последней работе, серии снимков «Родина», вышло на сайте Colta ещё 23 ноября, но в течение недели на него обратили внимание краеведы, правозащитники, блогеры, журналисты, а вслед за ними — рядовые пользователи социальных сетей. И почти никому он не понравился. Дело в том, что для нескольких фото Данила поджег заброшенную деревню в российской глубинке.
«Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. […] В какой-то момент я решил расстаться с этим радикальным образом. Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь».
Превью фотографий опубликованы на личном
Проектом фотографа возмутились активисты и градозащитники. В сообществе «Благотворительный фонд «Крохино» появилась гневная запись.
«Враги сожгли родную хату… Но нет, это не враги — свои. А еще теперь это называется современным актуальным искусством. […] Какое-то время после этой публикации уходит на осмысление прочитанного. Это вообще кажется неправдой и не должно быть правдой. Страна для этого «творца» не просто мертва, но еще и годна для любых экспериментов, какие придут в его одаренную голову».
Авторы поста призывают правоохранительные органы обратить внимание на работы Ткаченко. Церкви, которые он использовал для проекта «Монументы», возможно, находятся в Вологодской области, в том числе в деревне Царево Тотемского района, пишет в
Главный редактор сайта «Православная Москва» священник Михаил Дудко возмущается акцией в
Ему вторит писатель Дмитрий Ольшанский: «Как думаете, не пора ли «завершить этап» творчества Данилы Ткаченко? Будет полезно, если эта ссылка разойдется как можно шире. Добрые люди должны знать, делать выводы и реагировать».
В комментариях на
«Скажите, вы урод от рождения или вам за это платят? Мне кажется, такое современное искусство должно быть уголовно наказуемо. Перфоманщик вы наш».
«Поздравляю, ты *** ущербный!!! И уголовка не за горами, разминай дно».
«Нет слов… Просто омерзительно».
«Ну зачем же вы так? Есть же брусчатка Красной площади, есть, наверное, и что прибить к ней. Или к Кремлевской стене, дабы не повторяться».
«Почему этому кретину ещё никто фотоаппарат в задницу не засунул?»
Призывы к физической расправе встречаются в каждом третьем комментарии.
Особенно возмущает зрителей то, как в интервью Ткаченко рассказывает о работе над проектом.
«Последний мой ассистент оказался отличным чуваком, он сам нашел меня в фейсбуке. Такой расслабленный мужик с бородой, бывший плотник-краснодеревщик на пенсии с инженерным мозгом. Очень помог мне с проектом «Монументы» — мы забирались в старые заброшенные храмы и пытались вписать в них чуждые им архитектурные формы. […] Если подходили местные и допытывались, чем это мы занимаемся, он своим видом сразу клал всех на лопатки: «Есть жалобы? Давайте ваши координаты, запишем». И все отваливались. […] У меня нет желания объяснять, что это современное искусство, нет желания».
Вот как выглядели объекты в проекте «Монументы». Одни были раскрашены в черный, другие — завернуты в черные мешки, третьи — снабжены дополнительными элементами черного цвета (например, воздушными шариками).
Рассказывая о «Родине», Ткаченко сравнил себя и своего помощника с бандитами: «Мы с ним были похожи на бандитов: два бородатых чувака на черном джипе с тонированными стеклами, приезжаем, поджигаем, уезжаем. Какое там искусство. Но в этом есть свой шарм».
Автор поста на Pikabu пишет, что у домов и земли наверняка были владельцы, даже если деревня была заброшена, а значит, художник разрушил чье-то прошлое. На
В интервью Colta фотограф предсказал, что многие возненавидят его за проект «Родина», его будут преследовать и, возможно, ему придется уехать из России.
Чтобы делать уникальные фотопроекты, не обязательно что-то жечь. Доказано чикагским фотографом Джейсоном Питерсоном, у которого в инстаграме миллион подписчиков, хотя он городов и случайных прохожих.
Да и шикарные декорации и красивые пейзажи — вовсе не обязательное условие работы фотографа. Дженна Мартин из Монтаны