Производители плодовых вин играют на повышение градуса

Из-за повышения акцизов и переориентации потребителей стало больше производиться фруктовой водки и кальвадоса.

За последние годы в Беларуси значительно сократилось производство плодовых вин. Повышение акцизов на этот вид продукции и смена вкусов потребителей вынуждают заводы переключаться на более крепкие напитки.

Фото pixabay.com

Об этом Naviny.by рассказала руководитель группы по винодельческой и пивобезалкогольной отраслям отдела технологий и алкогольной и безалкогольной продукции Научно-практического центра по продовольствию Ольга Урсул.

В этом десятилетии, по данным Белстата, ежегодно производилось более 20 млн декалитров вина. Но на следующий год выделены квоты менее чем на 7,5 млн декалитров. Как объяснила специалист, лимит на производство плодовых вин определяют в зависимости от производственных мощностей, государственных программ и продаж.

По данным Белстата, за первое полугодие этого года продажи плодовых вин сократились почти на 11% (до 2,6 млн дал), за весь прошлый год — на 26% (до 5,8 млн дал).

На снижение продаж плодовых вин в первую очередь повлияло увеличение ставки акциза, что сделало этот вид продукции менее конкурентоспособным по сравнению с другими алкогольными напитками.

«Если брать период с 2010 до 2015 года, то акциз на плодовые крепленые вина увеличился в 44 раза. Он не дает конкурировать с другой алкогольной продукцией. Производители плодовых крепленых вин сегодня выживают. Многие предприятия находятся в критической финансовой ситуации — проходят процедуры санации», — говорит специалист НПЦ по продовольствию.

Кроме того, за последние годы белорусский потребитель стал употреблять больше пива и водки. По итогам прошлого года, как свидетельствует статистика, продажи водки почти в 1,5 раза, а продажи пива почти в 6 раз превысили продажи плодовых вин.

«Наш потребитель боится плодовых вин из-за созданной этой продукции еще в 90-е годы репутации, поэтому при росте акцизного налога и, как следствие, повышении цены вина, приоритет отдается тому напитку, который ему кажется более качественным», — отмечает Ольга Урсул.

В условиях повышения акцизных ставок и изменения предпочтений потребителей производители плодовых крепленых вин сейчас ориентируются на производство крепкой винодельческой продукции.

«Перепрофилирование предприятия начали еще в 2013 году с учетом тенденций рынка и имеющейся сырьевой базы фруктов. Этому способствовали и успешные научные исследования по производству выдержанного белорусского кальвадоса, проведенные совместно с предприятием «Иловское», и тенденции европейского рынка, нацеленного на фруктовые, но в то же время национальные алкогольные напитки», — отмечает сотрудник НПЦ по продовольствию.

К примеру, Пинский винодельческий завод стал выпускать кальвадос, фруктовую водку и фруктовый бренди.

«Предприятия сейчас, в тяжелое время, ищут пути завоевания рынка, стали переходить не только на более прибыльное, но еще и инновационное производство, на то, что диктует рынок, а он просит крепкого алкоголя», — подчеркивает сотрудник НПЦ по продовольствию.

Вместе с тем она полагает, что плодовые вина как национальная особенность не исчезнут с прилавков белорусских магазинов.

«Да, уменьшится количество, но эти вина не уйдут, потому что богатый ассортимент фруктового сырья и многолетний опыт наших виноделов уже завоевали часть своего рынка. А, кроме того, это вино продается, и оно будет производиться», — считает Ольга Урсул.