Зачем Беларуси понадобился новый тракторный завод?

Для нового проекта правительство планирует привлечь китайские инвестиции. Эксперты полагают, что гораздо эффективнее работать с российским бизнесом.

Белорусское тракторостроение в последние годы переживало не лучшие времена. Ключевые показатели падали последние пять лет. На минувшей неделе судьба белорусского тракторостроения рассматривалась на совещании у президента. Удастся ли государству вдохнуть новую жизнь в отрасль, которая принесла Беларуси мировую известность?

 

В поисках новых точек роста

В Беларуси любят повторять о том, что каждый десятый трактор в мире производится в Минске. Действительно, сельхозтехника принесла Беларуси мировую известность, и зарубежная пресса до сих пор считает трактора чуть ли не главным символом нашей страны. К слову, о том, как «танцуют» белорусские трактора, в этом году написала даже массовое британское издание Daily Mail.

Вот только информационных поводов для позитивных новостей белорусское тракторостроение в последние годы приносило немного. За последние пять лет объем производства тракторов в Беларуси снизился вдвое — с 71 тысяч до 34,4 тысяч единиц техники. Коллектив «Минского тракторного завода» сократился на четверть — если в 2011-м среднесписочная численность работников предприятия составляла 22 348 человек, то в 2016-м — 16 819.

Объем производства тракторов в Беларуси в 2012-2017 гг.

Стоит отметить, что на внутренний рынок Беларуси поступает только около 10% выпускаемых тракторов, остальные 90% уходят на экспорт. За 2012-2016 гг. экспорт белорусских тракторов в денежном выражении сократился весьма существенно. Если в 2012-м поставки тракторов на внешние рынки принесли в страну более миллиарда долларов, то в 2016-м — только 425,3 млн долларов.

Падение экспорта белорусских тракторов было закономерно в связи с тем, что на основном рынке сбыта (российском) в последние годы наблюдалась рецессия, сокращались нефтяных доходы бюджета и, как следствие, — возможности субсидировать продажи сельхозтехники. В результате это привело к заметному снижению платежеспособного спроса на трактора в России в последние годы.

В 2017 году экспорт белорусских тракторов стал наконец-то расти. Согласно последним официальным данным, в январе-мае на внешние рынки было поставлено почти 15 тысяч тракторов, что на 12,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост экспорта обусловлен улучшением конъюнктуры на российском рынке. Цены на нефть выросли и в российском бюджете нашлись приличные деньги на субсидирование АПК.

По оценке Минпромторга России, в 2017 году на субсидирование сельхозтехники будет выделено около миллиарда долларов (60,6 млрд российских рублей), что позволит предоставить покупателям скидку (в зависимости от региона РФ она составляет от 15% до 20%) на сельхозтехнику.

К слову, в России субсидируются в том числе и трактора белорусской сборки. Так что нет никаких сомнений, что продажи отечественной сельхозтехники в этом году вырастут.

По мнению экспертов, белорусские власти попытаются использовать восстановление российского рынка для ускорения темпов экономического роста.

«Беларусь приостановила переговоры с МВФ, поскольку отказалась реформировать госсектор. В то же время вопрос о том, как страна будет обеспечивать экономический рост, остался актуальным. Сейчас правительство находится в поисках новых источников экономического роста», — отметил в комментарии БелаПАН директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Поэтому на государственном уровне постоянно звучат идеи по восстановлению экономической активности в проблемных районах (в частности, в Оршанском и Борисовском) и отраслях. «Совещание по развитию тракторостроения — очередная тема в этом ряду», — полагает эксперт.

По итогам совещания, состоявшегося на прошлой неделе, было принято решение организовать производство нового типа тракторов (с шарнирно-сочлененной рамой). Станет ли этот проект драйвером белорусского тракторостроения?

 

Белорусским тракторам нужен российский лоббист?

Новый по белорусским меркам тип тракторов обладает рядом технологических преимуществ. Такие машины уже выпускают известные западные компании (John Deere, Challenger, Buhler), которые считаются ключевыми игроками на мировом рынке тракторов.

На совещании, состоявшемся на минувшей неделе, Лукашенко поручил до 1 сентября определить, под каким белорусским брендом и на чьей площадке будет производится новая линейка тракторов.

Между тем, как отмечают эксперты, вероятнее всего, таким производителем станет «Амкодор», который до последнего времени специализировался на производстве дорожно-строительной техники. В июне этого года «Амкодор», который является частной компанией (доля государства составляет менее 10%), уже представил образец трактора с шарнирно-сочлененной рамой.

Теперь предстоит определить, как и за чей счет организовать их серийное производство. Также предстоит выяснить, насколько окупаемым будет этот проект.

Цена вопроса — 300-350 млн долларов. Именно в такую сумму вице-премьер Владимир Семашко оценил создание производства нового типа тракторов. При этом он отметил, что под этот проект планируется привлечь китайские кредитные ресурсы.

Александр Лукашенко на прошлой неделе приветствовал тот факт, что «наконец-то правительство начинает предлагать проекты по китайским кредитам», но при дал понять, что неэффективное их использование чревато.

«Мы все эти кредиты можем положить на бюджет и потом надорваться: они окажутся неподъемными для нашего бюджета», — предупредил о рисках Лукашенко.

Наблюдатели отмечают, что китайские кредиты являются относительно дешевыми, однако в рамках данного проекта этот источник финансирования не является бесспорным.

«Китайские кредиты являются льготными, учитывая низкую стоимость их обслуживания. Однако в данном случае к проекту, на мой взгляд, стоит привлекать партнеров, которые обеспечат благоприятные условия для реализации этой техники на внешнем рынке», — подчеркнул в комментарии БелаПАН заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Как уже отмечалось выше, основным рынком сбыта белорусских тракторов пока выступает Россия, а там производство тракторов с шарнирно-сочлененной рамой уже организовано — их выпускает «Петербургский тракторный завод» (под брендом «Кировец»). При этом та техника субсидируется для конечных покупателей за счет российского бюджета. Будет ли правительство России субсидировать и продажи белорусских тракторов с шарнирно-сочлененной рамой?

Ранее правительство Беларуси неоднократно жаловалось на то, что продажи белорусской сельхозтехники в ряде случаев не субсидируются за счет российского бюджета, после чего Москва пошла на определенные уступки Минску в этом вопросе. Однако гарантий, что Россия будет всегда субсидировать не только российскую, но и белорусскую сельхозтехнику, нет.

Поэтому, как считают эксперты, проекты в сфере тракторостроения желательно реализовывать не за счет китайских кредитов, а путем привлечения российского капитала.

«Речь может идти, например, о включении в проект по производству нового типа тракторов российского профильного предприятия, которое выступит лоббистом белорусской продукции на рынке России», — полагает Гриц. 

При этом, как считают экономисты, желательно избежать финансового участия государства в этом проекте.

«Когда государство видит, что выпускаемая продукция востребована, оно может помочь экспортными кредитами. В то же время если государство входит в коммерческий проект на этапе разработки продукции, оно несет очень большие риски. Может ведь так получиться, что продукция окажется невостребованной, и тогда государство рискует потерять вложенные деньги. Примеры такие уже были», — напомнил Александр Чубрик.