Модный приговор. Naviny.by грозят включить в черный список фэшн-индустрии

Naviny.by сходили на кастинг «Милавицы» и оказались со всех сторон виноватыми.

Редакция Naviny.by получила «предупреждение» от редакции журнала Fashion Collection о том, что наше издание внесено в черный список и теперь нашим журналистам будет закрыт вход на все мероприятия, которые организуются модным журналом и его партнерами.

Звучит как бред, согласитесь. Но такая угроза в наш адрес действительно прозвучала. О том, что стало ее причиной, насколько вообще действия Fashion Collection и ее руководства законны и причем здесь лифчики, мы сейчас расскажем.

 

Хронология скандала

10 июня. В минувшую субботу бельевой гигант «Милавица» проводил кастинг моделей на позицию нового лица бренда. Организатором кастинга выступил журнал Fashion Collection. На мероприятии работали журналист и фотограф Naviny.by. В результате была опубликована статья с фотографиями кастинга, несколькими репортажными зарисовками и комментариями одного из членов жюри Евгения Зуева — генерального директора компании-дистрибьютера продукции «Милавицы».

Общественность быстро разобрала комментарии Зуева на цитаты, перепостила их в соцсетях и оценила негативно. Людей возмущали, на их взгляд, сексистские взгляды члена жюри и объективация, когда женщина рассматривается как объект удовольствия мужчины, а ее личностная ценность тесно связана со способностью быть сексуально привлекательной для мужчин.

 

12 июня. В понедельник от начальника отдела маркетинга «Милавицы» и самого Евгения Зуева стало известно, что бренд также статьей недоволен и хочет ее «подредактировать». На это предложение Naviny.by, естественно, ответили отказом.

Редакция предложила службе маркетинга подумать над возможностью другой статьи, где глава бренда Елена Ткаченко расставила бы точки над «i» в спорном вопросе и озвучила бы официальную позицию «Милавицы». Об окончательном решении условились поговорить 13 июня.

Евгений Зуев

Вечером также состоялся разговор автора материала с Евгением Зуевым. Он тоже хотел, чтобы статья была изменена, так как считает, что его слова были вырваны из контекста. Кроме того, Евгению Петровичу не понравилось словосочетание «голые королевы» в заголовке.

Автор статьи сообщила собеседнику, что каждое слово из его комментария в опубликованной статье подтверждено диктофонной записью и что контекста, который можно было бы к этой записи добавить, попросту нет. А насчет выбора заголовков — это компетенция редакции и автора.

 

13 июня. В том, что слова Зуева вырваны из контекста, нас также обвинила гендиректор «Милавицы» Елена Ткаченко и коммерческий директор Fashion Collection Наталья Джумкова. Обе они не присутствовали при разговоре журналиста Naviny.by с Зуевым, соответственно, их обвинения голословны.

Чтобы исключить спекуляции и домыслы, мы решили опубликовать диктофонную запись разговора Зуева с журналистами. 

 

«Вы в черном списке»

Отдел маркетинга «Милавицы» с редакцией так и не связался. Днем 13 июня автору материала опять позвонили. Это был звонок от Натальи Джумковой, которая сообщила, что вносит журналистов Naviny.by в черный список.

По словам Джумковой, вход на все мероприятия, которые организует ее компания, нам отныне закрыт. Данное заявление мы расценили как угрозу нашей профессиональной деятельности и прямое нарушение законодательства о СМИ.

И вновь, чтобы нас не обвинили в вырывании чужих слов из контекста, публикуем запись разговора с Натальей Джумковой.

 

 

 

— Благодарю вас за вашу статью. Просто вы сделали то, что хотели. Возможно, у вас посещаемость повысилась. У меня к вам огромная просьба. Передайте, пожалуйста, редактору и всем вашим сотрудникам: на все проекты, которые организовываем мы, а их огромное количество, мы работаем и с банками, и с крупнейшими компаниями, не запрашивать больше аккредитацию. Вы в черном списке.

— А можете прислать официальный документ?

— Нет, я не буду этим напрягаться. Я постараюсь донести до максимума своих клиентов эту информации. Поверьте, это самые крупные компании Беларуси.

— А в чем проблема? Вы же поблагодарили за статью.

— Конечно, статья же прекрасная. Вы сделали всё. Вы молодец, конечно: от заголовка, до того смысла, которого не было даже в словах Евгения Петровича.

Я вам не разрешала, я вам не подтверждала. От нашего портала вам не было никакого ответа, что вам можно. Вы напросились, фотограф, который пришел раньше вас… Тем более, вы опоздали. Я каждому сказала согласовать статью со мной и с заказчиком.

— А что это за такое требование журналистам — согласовывать с заказчиком?

— Послушайте, я провожу мероприятие, и я решаю, кого мне пускать, а кого не пускать. Я за это плачу деньги. Поэтому это мое право — решать, кого я пускаю. Я бы захотела, чтобы вы пришли в желтом или розовом, вы бы так и пришли. Поэтому, Татьяна, главное не это. Ни на одно из наших мероприятий не проситесь на аккредитацию. Всего доброго. Я не обладаю временем больше.

Наталья Джумкова

Редакция попыталась выяснить, является ли позиция Джумковой официальной позицией Fashion Collection, но с гендиректором Александром Николаевым связаться не удалось.

 

Насколько это законно?

Претензии организаторов мероприятия и руководителей бренда сводятся к тому, что, по их мнению, журналисты Naviny.by якобы нарушили правила аккредитации и требования о согласовании текста статьи.

О намерении присутствовать на мероприятии мы сообщили письменно по электронной почте, и этот мейл был получен. Сама же Наталья Джумкова проводила журналиста в зал для кастинга, разговаривала с нашим фотографом. То есть в доступе на мероприятие нам не отказали, хотя у организаторов была такая возможность. Так что мы уверены, что ничего не нарушили.

Что касается требования согласовывать материалы с организатором и заказчиком мероприятия, то и здесь наша уверенность непоколебима — это требование незаконно.

Прокомментировать сложившуюся не по нашей вине конфликтную ситуацию мы попросили авторитетного юриста Сергея Зикрацкого.

— Аккредитация должна рассматриваться как технический инструмент, который дает журналисту возможность получить дополнительный источник информации. Организатор мероприятия в свою очередь получает информацию о количестве медиа и журналистов, которые намерены освещать конкретное мероприятие.

Однако белорусское законодательство по-другому смотрит на аккредитацию. Закон о средствах массовой информации определяет аккредитацию журналиста как подтверждение его права освещать мероприятия, организуемые госорганами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Беларуси и за ее пределами.

Такое определение в законе неоднократно критиковалось юристами и представителями медиасообщества, поскольку уже в самом определении заложено нарушение принципов свободы слова — для того, чтобы освещать мероприятие, необходимо получить чье-то подтверждение.

Поэтому, если формально следовать букве белорусского закона о СМИ, организатор мероприятия может запретить неаккредитованному журналисту не только присутствовать на мероприятии, но и вообще распространять сведения о таком мероприятии. Хотя, повторюсь, такой запрет идет в прямое противоречие с правом каждого на получение информации, которое гарантировано Конституцией.

При этом даже неоднократно критикуемый белорусский закон о СМИ в статье 35 запрещает необоснованный отказ в аккредитации журналистов. Поэтому если на последующие мероприятия, проводимые Fashion Collection, журналист Naviny.by получит немотивированный и необоснованный отказ — это будет очевидное нарушение закона.

Что касается согласования материалов с организатором мероприятия, то это абсолютно незаконно.

Согласовывать можно рекламный материал, когда есть договор на его подготовку, есть заказчик и исполнитель. Требование о предварительном согласовании с организатором мероприятия информационного материала однозначно трактуется как цензура.

 

Еще раз хотим подчеркнуть, что у нас не было цели раздуть скандал на ровном месте и не мы были инициаторами этого конфликта. И мы считаем неправильным возлагать на нас вину за то, что у крупной компании и ее дистрибьюторов имеется несогласованность в корпоративной идеологии. И уже совсем неуместным мы считаем угрозы в наш адрес. Именно поэтому мы решили не спускать дело на тормозах, а предать его огласке.

 

Фото Сергея Балая