Уровень доверия к государственным медиа упал, к независимым — вырос

Изменилась общественная повестка дня, но то, как госСМИ освещают волнующие страну проблемы, потребителей информации не удовлетворяет.

Опрос фиксирует тенденцию разворота части аудитории к негосударственным СМИ. Фото riesgraphics.com

Белорусы стали более определенно относиться к отечественным независимым СМИ: увеличилось число тех, кто не имеет затруднений при ответе на вопрос о них. Кроме того, вырос уровень доверия к ним и сократился — к государственным СМИ.

Как свидетельствует апрельский опрос «Белорусской аналитической мастерской» (BAW, Варшава), число респондентов, которые полностью доверяют белорусским государственным и независимым, а также российским СМИ, практически идентично, ведь разбежка в интервале от 11,6% до 13,2% укладывается в рамки традиционной погрешности.

Распределение ответов на вопрос «Скажите, вы в целом доверяете или не доверяете…», % (BAW, апрель 2017 года)

 

полностью доверяю

доверяю лишь отчасти

полностью не доверяю

не знаю/затрудняюсь ответить

белорусским официальным СМИ

13,2

53,5

27,3

6,0

белорусским независимым СМИ

12,4

60,6

15,2

11,8

российским СМИ

11,6

63,3

16,4

8,7

Социологи предусматривали несколько вариантов ответов. И если уровень полного доверия, как видим, почти одинаков, то полутона опции «Доверяю лишь отчасти», как представляется, в большей мере отражают ситуацию, так как такой выбор делает основная масса респондентов.

И вот именно здесь белорусские госСМИ значительно, на 7,1 и 9,8 процентных пункта соответственно, уступают своим конкурентам — белорусским негосударственным и российским СМИ.

 

Тонкости терминологии

Следует отметить, что социологи использовали термин «белорусские официальные СМИ», а не «государственные СМИ», что могло отчасти вводить в заблуждение участников опроса (например, кто-то мог подумать, что речь идет о зарегистрированных СМИ, а не самиздате). Аналогично термин «белорусские независимые СМИ» заставляет задуматься, можно ли к этой категории отнести оппозиционные издания или, например, вещающий на белорусскую аудиторию телеканал «Белсат», который является подразделением общественного Польского телевидения (Telewizja Polska, TVP).

Как ни странно, но даже термин «российские СМИ» может вызывать интерпретации, так как массовой белорусской аудитории недоступны российские федеральные телеканалы «в чистом виде», но привычны и любимы гибридные каналы «НТВ-Беларусь» (управляется Белтелерадиокомпанией), «РТР-Беларусь» (СТВ) и ОНТ вместо российского «Первого канала».

После того как Москва отказалась от сезонного времени и оказалась с Минском в одном часовом поясе, президент Беларуси поздравляет соотечественников с Новым годом со всех телекнопок, в том числе и «российских». Другое дело, что даже по данным белорусских госидеологов доля российского контента в белорусских СМИ доходит до 65%.

 

Поворот к негосударственным СМИ

Впрочем, так или иначе респонденты эту шараду с терминами как-то решают для себя, и можно сделать допущение, что речь идет о доверии к продуктам государственных, негосударственных и российских СМИ, а также — что участники опроса в состоянии их отличать.

И вот тут наиболее любопытно изменение отношения к негосударственным СМИ: за период с 2014 года почти вдвое — с 19% до 11,8% — уменьшилась доля респондентов, которые затруднялись дать ответ или не имели своего ответа относительно этой категории медиа. Одновременно число опрошенных, которые в той или иной мере доверяют негосударственным СМИ, увеличилось с 59% до 73%, в то время как у госСМИ этот показатель уменьшился с 77% до 66,7%. Для сравнения: аналогичный показатель российских СМИ за этот период изменился мало — с 72% до 74,9%.

 

Аудитория хочет адекватной подачи горячих тем

Таким образом, опрос фиксирует тенденцию разворота части аудитории к негосударственным СМИ.

В интервью thinktanks.by социолог Андрей Вардомацкий выдвинул гипотезу, что такой результат опроса вызван резким противоречием между видимой картинкой бытия и тем, как ее отражают госСМИ:

«Уровень доверия к медиа зависит от дистанции между реальностью и картинкой либо интерпретацией события. И вот эта дистанция между реальностью и картинкой стала восприниматься как очень большая. И это произошло в момент событий 25 марта. Дистанция между тем, что люди видели, и тем, что им подавалось, резко выросла. Поэтому произошло обрушение уровня доверия к государственным СМИ».

Если это так, то технологически причина того, что снизилось доверие к госСМИ, лежит не в изменении качества их медиапродуктов. Вероятнее всего, дело в том, что изменилась общественная повестка дня.

Значительную часть аудитории волновала несправедливость декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», а госСМИ между тем успокаивали заверениями в отсутствии серьезных проблем или обрушивались на «пятую колонну», которая-де мутит воду.

Негосударственные медиа болезненную проблему не игнорировали, давали возможность высказаться пострадавшим от декрета и активно освещали волну массовых протестов, прокатившуюся по регионам Беларуси в феврале-марте 2017года.

Самое большое расхождение в картинках государственных и негосударственных СМИ случилось при освещении событий 25 марта, когда правящий режим блокировал центр Минска, устроил своеобразный парад полицейских сил и задержание около 700 человек — примерно столько же, как при разгроме Площади 19 декабря 2010 года.

Однако основной ньюсмейкер Беларуси Александр Лукашенко в апреле-мае переключил внимание на другие темы (например, когда нужно начинать занятия в школе — в 8 или 9 часов, как поправить дела в хоккее). К тому же в нынешней летне-отпускной проблематике дистанция между личной повесткой дня основной массы жителей страны и тем, как ее отражают госСМИ, может оказаться не такой уж большой. Соответственно, уровень доверия к ним может поправиться.

 

Растет влияние блогов и соцсетей

Впрочем, модель одностороннего вещания, знакомая государственным пропагандистам по советской практике, уже не отражает современную коммуникационную ситуацию, когда в блогах и социальных сетях равноправно конкурируют и редакции, и отдельные журналисты, и любой человек, которому есть что сказать.

В этом плане показательно, что милиция составила на гомельского видеоблогера Максима Филиповича рапорт, в котором сказано, что «с учетом роста популярности своего канала Филипович фактически подменяет собой государственные СМИ, в том числе по формированию общественного мнения среди граждан Беларуси».

Апрельский опрос BAW показал, что 42,4% жителей Беларуси узнают новости и информацию из блогов и социальных сетей. Этот показатель ниже у всех контролируемых государством каналов массовой коммуникации, кроме телевидения — из госТВ черпают новости 71,3% опрошенных. Вторую позицию после «зомбоящика» в качестве источника информации занимает «сарафанное радио» (знакомые и родственники респондентов) — 62,1%.

Беларусь движется в мировом тренде, когда усиливается значение межличностной коммуникации как источника формирования информационной картины дня и снижается в этом плане роль традиционных СМИ. Правда, белорусский телевизор пока держит довольно высокую позицию, но очевидно, что это временно, так как все больше молодых людей если и смотрят телепрограммы, то по ссылкам своих френдов в соцсетях.

При этом, как свидетельствует MediaMetrics, белорусы значительно реже ссылаются в соцсетях на государственные, чем на негосударственные СМИ (из госСМИ только у информагентства БЕЛТА иногда находят что обсудить — и, соответственно, делятся ссылкой). Доверие трудно заслужить, но легко потерять.

Справка

«Белорусская аналитическая мастерская» (Belarusian Analytical Workroom, BAW) создана белорусским независимым социологом Андреем Вардомацким в Варшаве и представляет собой объединение специалистов в области общественных наук, занимающихся Беларусью. Это междисциплинарный организм, включающий экспертов по белорусской проблематике как за рубежом, так и внутри страны.

По сообщению BAW, опрос, о котором идет речь в этом материале, проводился с 28 марта по 13 апреля по всей Беларуси, в нем приняли участие 1063 человека по репрезентативной выборке.