Гаджеты могут довести детей и до ожирения, и до аутизма

Эмоциональную связь ребенка с мамой нельзя заменить никакими компьютерными технологиями.

Лишить современных детей интернета невозможно, поэтому задача взрослых — контролировать и, главное, понимать, что ни один гаджет не заменит ребенку родительского внимания.

Фото slideshare.net

 

Не запрещать, а учить пользоваться

Родителям не остается ничего, кроме как смириться с тем, что дети живут в интернете. «Как бы они ни хотели действовать ограничивающими методами, запреты не принесут пользы, а только мотивируют искать возможность их обойти», — считает директор главного информационно-аналитического центра Министерства образования Павел Лис.

 «Компьютеризация и интернет — объективная реальность, сражаться с ней бессмысленно, — отметил специалист. — Наша задача — придумать способы использования IT не только для развлечения, но с пользой для дела».

По мнению Павла Лиса, «взрослые — родители, педагоги и чиновники — должны приложить усилия, чтобы не уступать детям в навыках пользования, а для этого надо не прекращать обучение. Когда учитель по нежеланию, в силу консервативных взглядов уступает ребенку в навыках пользования компьютером, происходит утрата авторитета. А со временем разрыв в навыках растет».

Взрослые, которые не дотягивают до детей по уровню пользования IT-технологиями, не в состоянии контролировать поведение детей в сети и обвиняют интернет во всех смертных грехах, подчеркнул специалист.

Работа за компьютером, виртуальные игры, интернет требуют от родителей не запретительных мер, а выработки норм поведения, отметила заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков РНПЦ «Мать и дитя» Маргарита Девялтовская: «Это как соблюдение правил дорожного движения. Например, время пребывания в сети должно быть не более двух часов в старшей школе».

 

Каждому возрасту — свой интернет

На каждом этапе развития мозг ребенка в состоянии воспринимать определенное количество информации. «Это обязательно надо учитывать», — считает Маргарита Девялтовская.

«Несмотря на акселерацию, физические возможности, возможности сердечно-сосудистой системы, структура мозга не изменились и за 100 лет. Соответственно, и ребенок не может перенести большую нагрузку, чем его сверстник 30 лет назад», — отметила специалист.

Попытки обойти законы физиологии чреваты неврозом, который возникает из-за того, что незрелая нервная система перенапрягается от избытка информации, поступающей через сеть.

«Для подростков типично стремление уйти от взаимодействия со взрослыми. В этом возрасте авторитет родителей минимален, наблюдается стремление к группировкам и лидерству. И есть опасность стать жертвой деструктивной информации, например, о такой группе, как «Синий кит», о покупке психоактивных веществ через сеть», — сказала врач.

Ранее треть своего времени дети тратили на общение, теперь — на компьютерные игры и интернет.

Маргарита Девялтовская рекомендует родителям — чтобы избежать проблем или минимизировать последствия — чаще разговаривать с ребенком, обсуждать с ним информацию, которую те почерпнули в интернете.

«Самое главное — живое общение родителей с ребенком, которое должно быть на первом месте. А последовательность такая — сначала с помощью родителей подросток должен осознать себя, а затем искать то, что ему интересно, а не пользоваться тем, на что наткнулся», — считает специалист.

Если у ребенка нет контакта с родителями, друзьями, то он активнее погружается в искусственную среду, где «всегда можно избежать неприятностей, всегда впереди следующий уровень игры, в котором победишь».

«Уход от реального мира и есть основная проблема, которая поджидает в интернете или в увлечении компьютерными играми. Далее следует психологическая, затем физическая зависимость», — подчеркнула Маргарита Девялтовская.

 

Лишний вес? Скажите спасибо компьютеру

При избытке компьютера в жизни ребенка появляются и проблемы с физическим здоровьем — близорукость, искривление позвоночника и лишний вес.

В Беларуси каждый четвертый, а по некоторым данным — каждый третий, ребенок до 18 лет имеет избыточный вес. У многих детей это связано с неактивным образом жизни.

«Возникновение гиподинамии неразрывно связано с тем, что дети очень много времени проводят в интернете, у них нет живого общения, крайне низкая физическая активность, — отметила Девялтовская.

Она обратила внимание, что основные модели поведения человека закладываются до семи лет. Если ребенок с трех лет приучился к занятию спортом и посещению спортивных секций, это становится для него образом жизни. То же касается питания и модели общения.

Если до этого возраста у ребенка на первом месте в плане контактов, общения — родители, это сохранится с большой вероятностью и в будущем. И наоборот:

«Если мама на первом году жизни ребенка вся в сети, тщательно следит, что обсуждают на форумах, а ребенок чтобы спал рядышком и не мешал, реального контакта с ребенком нет. В будущем может случиться так, что ребенок выйдет на очень распространенное состояние, подобное аутизму».

 

Как компьютер провоцирует аутизм

Единой концепции возникновения аутизма не существует, отметила специалист. Аутизм развивается по многим причинам, начиная с генетической предрасположенности, заканчивая средой, в которой находится ребенок:

«Наличие генетической предрасположенности не означает, что у ребенка будет аутизм. Многое зависит от того, как протекала беременность, роды, первые дни жизни ребенка, каким был контакт с мамой на первом году жизни».

По словам Маргариты Девялтовской, острейшая проблема сегодня — отсутствие общения с ребенком: «Мама кормит ребенка грудью и в это время пишет что-то на форуме. Есть аксиома — чтобы ребенок нормально говорил, развивался, начинать с ним разговаривать надо, когда он в утробе матери. База для эмоционального развития ребенка — общение с матерью на первом году жизни. Будет он уверен в себе или будет тревожно мнительным, будет у него страх перед окружающими или доверие к миру, формируется в первые 12 месяцев после рождения».

Врач привела результаты исследования российских ученых, показывающие, что роль гаджетов в формировании аутизма вполне определенна:

«Когда малышу читают сказку, у него работает видеовизуализация, то есть ребенок представляет то, что слышит. Это важно в возрасте до трех лет, когда интенсивно развиваются связи между нейронами мозга. Когда же он видит действие на экране, связи между нейронами работают меньше, мозг не тренируется. Таким образом, чрезмерное увлечение технологиями приводит к тому, что мозг ребенка меньше тренируется. Мозг накачивается точно так же, как мышца. Если он не тренируется, ему поступает всё в готовом виде, коэффициент интеллекта ниже».