Малый и средний бизнес вздохнет полегче. МЧС больше не будет его проверять

За последние 10 лет ситуация с проверками налоговой и других контролирующих органов улучшилась, говорят предприниматели.

Менее недели понадобилось МЧС, чтобы выполнить распоряжение Александра Лукашенко по отмене чрезмерных и излишних проверок. Отныне ведомство не будет проверять малый и средний бизнес. Однако это вовсе не означает, что вопросы безопасности будут пущены на самотек.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Беларуси полностью прекращает проверки представителей малого и среднего бизнеса, сообщила 9 февраля пресс-служба ведомства.

В то же время МЧС продолжит реагировать на сообщения о нарушениях, которые будут поступать от людей. Министерство также готово по просьбе руководителей бизнеса оказывать поддержку и проводить консультации по пожарной безопасности и другим вопросам в рамках своей компетенции.

Кроме того, МЧС продолжит контролировать взрывопожароопасные предприятия, а также места, где бывает людно, в частности, больницы, общежития, школы и детские сады.

Основные усилия инспекторов МЧС теперь будут сконцентрированы на «разъяснениях, работе в коллективах, оказании методической помощи руководителям предприятий, проведении акций, встреч с населением, общении с семьями, воспитывающими детей, престарелыми гражданами, доведении до школьников, студентов, рабочих информации о том, к чему приводит беспечность и как предупредить ЧС».

По данным МЧС, за последние годы было сокращено и оптимизировано более половины всех технических нормативных правовых актов по правилам безопасности. Было переработано 34 правила пожарной безопасности, сегодня завершается пересмотр еще 10 нормативных актов, которые в результате будут сведены в один документ.

«Складывающаяся обстановка говорит о том, что ситуация с пожарами в стране улучшается. Позитивные изменения вместе с переоснащением наших подразделений, например, автоцистернами тяжелого класса с большим запасом воды, позволяют принять более радикальные меры по либерализации в данной сфере», — говорится в сообщении пресс-службы МЧС.

Отмена проверок, как отмечает пресс-служба, является реакцией на указания главы государства.

За последнее время Александр Лукашенко сделал несколько заявлений, касающихся проверок, которым подвергается бизнес со стороны государственных органов. Так, 15 декабря 2016 года он пообещал принять радикальные меры по искоренению излишних проверок субъектов хозяйствования. Речь шла о необходимости дальнейшей работы по дебюрократизации и устранению давления на производство и бизнес.

На встрече с общественностью и СМИ 3 февраля глава государства сообщил, что правительство работает над оптимизацией требований различных служб к бизнесу.

«Мной решение принято, сегодня в правительстве над этим работают, — сказал Лукашенко. — Будет так же, как со льготами, скорее всего. Мы полностью перечеркнем эти все нормативы МЧС, милицейские, санитарные и прочие и оставим только те, которые нужны, без которых не обойтись».

По мнению главы государства, обновленная система должна работать так: «Допустим, открывается новое предприятие. Пришли туда санстанция, пожарники, приняли. Если вдруг что-то случится — загорелось, взорвалось, то по закону вся ответственность на руководителе. И мы ужесточим законы в отношении руководителя. Тогда не МЧС, не санстанция, а руководитель будет бегать и дрожать, чтобы на производстве было нормально».

Почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей в беседе с журналистом Naviny.by назвал отказ от проверок МЧС малого и среднего бизнеса прогрессивным шагом. Он подчеркнул, что важно осознано отказываться от ненужных проверок. При этом Бадей отметил, что «грешить на проверки МЧС не стоит, ведь ведомство обеспечивает безопасность жизнедеятельности».

Бадей также обратил внимание на несогласованность деятельности госорганов. Он напомнил о введенном с августа 2016 года требовании Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (Госпромнадзор) в отношении уровня подготовки специалистов, контролирующих работу лифтов.

«Через постановление Совмина Госпромнадзор ввел требование о наличии высшего образования у специалистов, занимающихся освидетельствованием лифтов. Возникает вопрос — куда девать опытных сотрудников со средним специальным образованием, отработавшим по 20 лет по специальности? Увольнять? В то же время где взять опытных сотрудников с высшим образованием. Безусловно, лифт — средство повышенной опасности, но чинит автомобиль и отвечает за его состояние механик без высшего образования», — сказал Бадей.

Он также привел пример, когда в Беларуси с одной стороны есть программа энергосбережения, в рамках которой расширяется использование люминесцентных, снижающих энергопотребление ламп, а с другой — санитарные правила запрещают их использование в ряде учреждений здравоохранения.

Бадей подчеркнул, что важно отказываться от проверок и требований госорганов, которые мешают работе бизнеса. Среди таковых он упомянул существующее требование МВД иметь сигнализацию и тревожную кнопку практически на каждом объекте торговли.

«У каждого бизнеса свое горе», — сказал Naviny.by глава ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин. Если говорить об общепите, то там основной бич — санитарная служба.

Например, за 8 месяцев 2016 года санэпидслужба выявила нарушения в работе почти 95% обследованных объектов торговли и общественного питания Беларуси. Основные нарушения — несоблюдение условий хранения товаров, реализация товаров с истекшим сроком годности, несоответствие маркировки, отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность товаров.

В настоящее время Министерство здравоохранения проводит работу по либерализации санитарно-эпидемиологических требований. Уже разработан проект новой редакции санитарных норм и правил для объектов общественного питания с учетом предложений Министерства антимонопольного регулирования и торговли и бизнес-сообществ.

Однако общая проблема бизнеса — «жесткие проверки налоговых органов», отметил Сергей Балыкин. Он обратил внимание, что налоговая совмещает функции следствия, суда и системы исполнения наказания:

«Это образно, конечно. Однако факт, что налоговые органы приходят в организацию, являясь заказчиком проверки и проверяющим органом. А затем выносят решение о виновности или невиновности. Далее без решения суда взыскиваются средства в случае, если нарушения выявлены. И только после уплаты денег можно обращаться в суд, на что порой денег уже нет. Я хочу сказать, что налоговая не доказывает вину независимому арбитру, а сама принимает решение».

Вместе с тем Балыкин отметил, что все чаще принимается во внимание малозначительность нарушений и в связи с этим прекращается административный процесс.

За последние 10 лет ситуация с проверками налоговой и других контролирующих органов улучшилась, отметил Балыкин.

«Поверяющие стали корректными, проверок стало меньше, и они проходят соответственно координационному плану. По моим наблюдениям, назначить проверку стало сложнее. Я сталкивался со случаями, когда налоговая, несмотря на заявления граждан в отношении предпринимателей, не проводила проверку, так как не находила для этого оснований. Хотелось бы, чтобы ответственное отношение к проверкам госорганов сохранилось», — подытожил Сергей Балыкин.