Каждое пятое — убыточное: госпредприятиям указали на три дороги

Рассчитывать, что инвесторы сбегутся спасать тонущие госорганизации, не стоит.

На этой неделе обнародованы результаты работы госсектора за январь-сентябрь, показательная цифра: каждое пятое госпредприятие — убыточное. Так совпало, что на этой неделе также опубликовано новое исследование белорусских экономистов о повышении эффективности госсектора. Вот только меры, предлагаемые экспертами, пока не получают серьезной поддержки на официальном уровне.

Фото tvrmogilev.by

 

Ключевой вопрос для экономики

Согласно последним статданным, из 3712 предприятий, в которых присутствует доля государства, 20,2% оказались убыточными по итогам января-сентября нынешнего года.

Причем на уровне регионов ситуация заметно отличается: если в Минске доля убыточных госпредприятий составляет 16,5%, в Брестской области — 18,5%, то в Витебской — почти треть. В отдельных отраслях доля убыточных госпредприятий также существенно выше, чем в среднем по стране.

Результаты деятельности госсектора, учитывая его огромные масштабы, оказывают прямое влияние на показатели работы всей экономики. К слову, в январе-сентябре 78% промышленного производства приходилось на госпредприятия, они же являлись работодателем для 1,5 миллиона белорусов.

Перспективы экономического роста в Беларуси зависят «от повышения эффективности государственного сектора», отмечают авторы нового исследования, которое на этой неделе опубликовал Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC).

Госслужащие, кстати, с такой оценкой, похоже, согласны. Первый вице-премьер Василий Матюшевский в минувший четверг заявил, что вопрос повышения эффективности госсобственности «является одним из ключевых для экономики».

«По нашим оценкам, без реформ в госсекторе ежегодный темп роста экономики не будет превышать в этой пятилетке 2%, в случае успешного реформирования госсектора ежегодные темпы экономического роста могут составлять 5% и более», — пояснила в комментарии для БелаПАН академический директор BEROC Екатерина Борнукова.

Эксперты исследовательского центра видят три возможных пути реформирования госпредприятий: первый предполагает повышение уровня корпоративного управления, второй — приватизацию, третий — банкротство и ликвидацию.

Повысить уровень корпоративного управления на госпредприятиях, считают эксперты, можно в том случае, если там реально появятся независимые директора.

«Независимыми директорам должны быть знающие люди, желательно, не связанные с государством, имеющие возможность отстаивать свою твердую позицию и влиять изнутри на систему управления госсектором», — заявил вечером 1 декабря на пресс-конференции управляющий партнер «Эрнст энд Янг» в Беларуси Павел Лащенко.

Система корпоративного управления госпредприятий должна быть нацелена на повышение их стоимости, а не сводиться к контролю за выполнением директивных показателей, считает научный сотрудник BEROC Олег Мазоль.

«Нет смысла доводить эти показатели — госпредприятия должны работать эффективно, получать прибыль, а директивные задания ни к чему хорошему не приводят. Их выполнение, как показывает практика, ведет на микроуровне к увеличению складских запасов и вымыванию оборотных средств», — отмечает Олег Мазоль.

По его мнению, обеспечить рост эффективности госсектора можно в случае развития в стране фондового рынка, на котором могли бы котироваться акции госпредприятий.

«Выход госпредприятий на биржу будет требовать от них перехода на международные стандарты финансовой отчетности, совершенствования корпоративного управления. Присутствие госпредприятий на фондовом рынке будет мотивировать менеджмент повышать стоимость бизнеса», — полагает Олег Мазоль.

Однако пока на официальном уровне планы по развитию фондового рынка не озвучены, а практика доведения предприятиям директивных показателей сохраняется. На этой неделе во время заседания правительства было заявлено, что до органов госуправления в 2017 году будет по-прежнему доводиться блок показателей, которые должны ежеквартально выполняться.

Понятно, что министерства и концерны будут требовать выполнения показателей от реального сектора. Какая после этого останется свобода действий у менеджмента госпредприятий? Вопрос риторический.

 

Время упущенных возможностей

По мнению наблюдателей, Беларусь теоретически может еще долго обходиться без реформ в реальном секторе.

«Возможности сохранять статус-кво в реальном секторе присутствуют. Другое дело, что расплачиваться страна за такую политику будет низкими темпами экономического роста. В долгосрочном периоде это будет приводить к отставанию Беларуси от других стран и может даже вылиться в политические последствия», — полагает Екатерина Борнукова.

По мнению эксперта, одним из инструментов, который необходимо использовать для реформирования госпредприятий, выступает приватизация.

В исследовании, которое подготовил BEROC, экономисты подчеркивают, что инвесторам нужно предлагать не глубоко убыточные предприятия, как часто это делают в Беларуси, а компании, которые имеют перспективы.

«Чтобы успешно запустить процесс приватизации, в первую волну имеет смысл отобрать самые привлекательные предприятия. Таким образом, можно будет успешно преодолеть изначальное недоверие инвесторов, провести приватизацию наиболее прозрачно и с наибольшим конкурсом», — считают авторы исследования.

А вот рассчитывать, что инвесторы сбегутся спасать тонущие госорганизации, не стоит, считают эксперты.

«Многих из тех, кто постоянно генерирует убытки, рано или поздно с высокой вероятностью ждет банкротство. Приватизация их вряд ли спасет. Инвестора можно привлечь на госпредприятия, которые переживают временные, а не хронические финансовые трудности», — полагает Екатерина Борнукова.

Приватизация, рекомендуемая экспертами, могла бы вполне стать толчком для формирования новой, более технологичной экономики в стране. Именно о ее создании шла речь на этой неделе во время заседания правительства. Однако в перечне методов, которые планируется использовать для создания новой экономики, приватизации места не нашлось.

Не отведено ей большого места и в бюджете на 2017 год. «Поступления от реализации принадлежащего государству имущества предусмотрены в сумме 274,4 млн рублей и их использования в 2017 году не предполагается», — говорится в обосновании к бюджету на будущий год.

Как по этому поводу заметил один из депутатов, который участвовал в рассмотрении бюджета-2017, «раз использовать средств от приватизации не планируется, значит, ее и не будет».

Таким образом, пока инструменты, которые реально могли бы повысить эффективность работы госсектора, на официальном уровне не задействованы. Поэтому ожидать, что прогнозы правительства сбудутся и в 2017 году в Беларуси появится новая экономика, увы, оснований нет.

 

  • пути реформирования госпредприятий. Эксперты предланают три: первое корпоротивное управление второе приватизация третье ликвидация , банкротство ================= Эксперты, наверное, не в курсе что руководители госпредприятий не связаны жесткими обязательстваии перед соими министерствами. Возьмом для примера МАЗ. В прошлые годы работало на МАЗе около 30 тыс. чел. и выпускалось в год 25 тыс. машин МАЗ, и 3-5 тыс. МАЗ-MAN. В прошлом,2015 году работало 17700 человек, выпустили и реализовали 8,5 тыс МАЗ и...25 ШТУК МАЗ-MAN за год. За десять есяцев этого года выпущено иреализовано всего 3,5 тыс. машин. Сейчас машины делаются под заказ и по предоплате, чтобы не замораживать оборотгы средства. Так как зависит руководитель от государства, если не отвечает за столь низкие показатели? Второе: ПРИВАТИЗАЦИЯ. Придут инвестиции , новые технологии. Инвестиции и новые технологии приходят на те предприятия, где есть сбыт продукции. МАЗ-MAN делается по новым технологиям и соответствует европейскому качесту, однако не находит сбыта и вынужден прекратиь производство. Так какую схему сбыта предложит частник, чтобы уввеличить реализацию продукции ? Третье: БАНКРОТСТВО. Согласен. Какое предпртятие открыть для 17700 чедовек? Вместо закрытого МАЗа? Где взять деньги для такого предприятия.
  • "Положение обязывает". Пры Лукашэнке дзяржпрадпрыемствы у любым выпадку будуць банкрутамі. Дзяржпрадпрыемствы ужо сваім статутам прымушаны абараняць інтарэсы Дзяржавы, а Лукашэнка прыватны прадпрымальнік, а не кіраўнік дзяржавы, прызначаны звонку адной падманнай тэатралізаванай звонку выбарчай кампаніяй.. Асоба ці сям'я не толькі здольныя ня гледзячы на сваю форму, ня гледзячы на сваё становішча ў грамадстве пераследаваць свае уласныя прадпрымальніцкія інтарэсы, але і абавязкова будзе спрабаваць пазбаўляцца гэтай формы або становішча як турмы. Але дзяржпрадпрыемства падобна нерушу (запаведніку). Яно не ў стане змяняцца дакладна пад каманды кантралёра неруша і адначасова адпавядаць мясцовай прыродзе. Гэта будзе або непаткантрольная кантралёру (хаця б крыху) прырода асяроддзя, неруш; або нежыццяздольны існаваць самастойна парк. Прыбытковыя дзяржпрадпрыемствы і Лукашэнка на самой справе антаганістычны. Існуючая ў краіне праамерыканская, кішэнная апазіцыя гэтага не улічвае, бо ЦРУ дапамагло Лукашэнке зрабіць з яе парк Лукашэнкі замест неруша. Палітычныя партыі, калі гэта палітычныя партыі таксама з'яўляюцца дзяржпрадпрыемствамі, і тое, што тутака прапануецца дзяржпрадпрыемствам, чытай прапануецца хаця б крыху не кішэнным палітычным згуртаванням. Або яднайцеся, або драбней рабіцеся, або кішэннай апазіцыяй рабіцеся. Я б абраў яднанне, "Беларускую салідарнасць". У сучаснай лукашыскай Беларусі яна б спрацавала на незалежнасць, у адрозненні ад сучаснай праамерыканскай Польшчы, памяняўшай шыла на мыла.
  • "Положение обязывает". Пры Лукашэнке дзяржпрадпрыемствы у любым выпадку будуць банкрутамі. Дзяржпрадпрыемствы ужо сваім статутам прымушаны абараняць інтарэсы Дзяржавы, а Лукашэнка прыватны прадпрымальнік, а не кіраўнік дзяржавы, прызначаны звонку адной падманнай тэатралізаванай звонку выбарчай кампаніяй.. Асоба ці сям'я не толькі здольныя ня гледзячы на сваю форму, ня гледзячы на сваё становішча ў грамадстве пераследаваць свае уласныя прадпрымальніцкія інтарэсы, але і абавязкова будзе спрабаваць пазбаўляцца гэтай формы або становішча як турмы. Але дзяржпрадпрыемства падобна нерушу (запаведніку). Яно не ў стане змяняцца дакладна пад каманды кантралёра неруша і адначасова адпавядаць мясцовай прыродзе. Гэта будзе або непаткантрольная кантралёру (хаця б крыху) прырода асяроддзя, неруш; або нежыццяздольны існаваць самастойна парк. Прыбытковыя дзяржпрадпрыемствы і Лукашэнка на самой справе антаганістычны. Існуючая ў краіне праамерыканская, кішэнная апазіцыя гэтага не улічвае, бо ЦРУ дапамагло Лукашэнке зрабіць з яе парк Лукашэнкі замест неруша. Палітычныя партыі, калі гэта палітычныя партыі таксама з'яўляюцца дзяржпрадпрыемствамі, і тое, што тутака прапануецца дзяржпрадпрыемствам, чытай прапануецца хаця б крыху не кішэнным палітычным згуртаванням. Або яднайцеся, або драбней рабіцеся, або кішэннай апазіцыяй рабіцеся. Я б абраў яднанне, "Беларускую салідарнасць". У сучаснай лукашыскай Беларусі яна б спрацавала на незалежнасць, у адрозненні ад сучаснай праамерыканскай Польшчы, памяняўшай шыла на мыла.
  • Інвестыцыі ідуць туды, дзе маецца перспектыва мець прыбытак. А з прыбыткам прадаваць можна і часткі прадпрыемства, як гэта рабіў алігарх у амерыканскім фільме "Красотка". І, нават, сябе разам з гэтым непрыбытковым прадпрыемствам прадаваць гатовым пакупніком можна. Там жа маецца і гэты прыклад. Толькі ўжо галоўнай ідэяй фільма.. https://www.youtube.com/watch?v=uEsUubKQI3Q
  • инвемтиции там, где есть поибыль... ============= Согласен. Но если нет сбыта, откуда прибыль?
  • Апятьдваццатьпять!!! Там дзе маецца ПЕРСПЕКТЫВА мець прыбытак, шлема)))
  • Вот а этом-то все и дело. Все обхоятся общими словами провести реформы, инвестиции, новые технологии и т.д. А когда касается конкретного предприятия никто ничего не знает. Сейчас выставлена на продаж Брестская птицефабрика, но никто не спешит ее купить. ЕБРР ищет инвестора для пяти белорусских предприятий, тоже уже поговаривает, что поиски могут растянутся на 5-6 лет. Так что нужны не общие слова о реформе, а конкретика
  • Вот а этом-то все и дело. Все обхоятся общими словами провести реформы, инвестиции, новые технологии и т.д. А когда касается конкретного предприятия никто ничего не знает. Сейчас выставлена на продаж Брестская птицефабрика, но никто не спешит ее купить. ЕБРР ищет инвестора для пяти белорусских предприятий, тоже уже поговаривает, что поиски могут растянутся на 5-6 лет. Так что нужны не общие слова о реформе, а конкретика
  • Вот а этом-то все и дело. Все обхоятся общими словами провести реформы, инвестиции, новые технологии и т.д. А когда касается конкретного предприятия никто ничего не знает. Сейчас выставлена на продаж Брестскптицефабрика, но никто не спешит ее купить. ЕБРР ищет инвемтора для пяти крупнейших белорусских предпртятий
  • Канкрэтна па кожнаму прыкладу, я буду прапанаваць тады, калі падзьвінецца прыхватызатар Лукашэнка. Які сэнс хоць штосці канкрэтнае прапанаваць, калі мая прапанова абавязкова будзе перанакіравана Лукашэнкам і ягонымі памагатымі і супраць мяне, і супраць маёй прапановы? Хіба ж не ясна, чаму Лукашэнка "глыбай" так званай на ўсю краіну выглядае? Татальна знішчае аўтараў прапаноў, псуючы іх прапановы. Не выключаю таго, што і Вы, шлема, памагаты Лукашэнка. Ён свой маніторынг такімі апытаннямі ананімных карыстальнікаў даўнавата праводзіць, нічога ў ім не змяняючы А пакуль у мяне канкрэтная прапанова толькі адная - аддзяленне Лукашэнкі ад дзяржавы, як кравапійцы. Як рэлігію ад дзяржавы аддзялялі. А там палядзем дзе ягоны талент з плёнам для дзяржавы выкарыстаць.
  • Я понял Вас, конкретных предложений нет. Ну а к пустословию у меня интереса нет.
  • Я проста скарыстаўся Вашай прапановай папіць крыві ў Вас. Не разумею чаго Вам было крыўдзіцца, шлема. Вашай жа прапановай скарыстаўся. Не сваёй.
  • С чего Вы взяли, что я обиделся? Я просто не получил конкретных ответов на конкретные вопросы, поставленные в своем первом здесь коиментарии. А больше меня ничего не интересует
  • А мелі такія правы? Ну, правы бесплатна атрымліваць вытанчана дакладныя адказы, я маю на ўвазе. Калі мелі, дык папярэдне выбачайце каліласка. Мне проста па папярэдніх Вашых запісах здалося, што Вы такіх правоў не маеце, - атрымліваць ад мяне бесплатныя дакладныя адказы на Вашыя пытанні. Толькі і ўсяго. Я і цяпер не ведаю на якой падставе грунтаваліся Вашыя спадзяванні. Спадзявацца можна ж хіба што толькі ад крыўды, калі партнэр па дыялогу не ў курсах Вашых правоў. Таму я і вырашыў, што Вы пакрыўдзіліся.
  • Иностранцы на таких предприятиях - мы думали что вы отстали, а вы безнадежно отстали.
  • Дзякуй за прапанову. Нажаль не той выпадак. На мой погляд дакладней было б пачуць ад завадчан: "Вы безнадзейна заблукалі ў нашым лесе, іншаземныя дравасекі. Сядайце на пянёк дзе-небудзь у іншым месцы".
  • Вы меня совсем не поняли. Я не у Вас спрашиваю, а спрашиваю у ТЕХ, кто ЗНАЕТ ответы, а вы здесь совсем не причем!
  • Не, усіх адказаў я безумоўна не ведаю, але ведаю точна, што чалавека, які "ведае адказы" не існуе. Ён бы памёр ад тугі. Цяпер, здаецца, зразумела. Відаць Вы пакрыўдзіліся са сваёй дарэмнай працы па усталяванню пытанняў "на дзярэўню дзядулі". Дзякуй за адказ.
  • Уладзiмiр, не парьтесь со Шлёмой. Он тут не первый год любые наступательные диалоги с собой сводит вот к такому алгоритму, который он продемонстрировал сегодня. У него "госзаказ". Правда, года 3 (или около того) назад, я помню, как его покусали настолько, что он снял маску и оказался самим собой... Но то был Форум с массой активных обитателей. И это было давно... Эх, годы, годы! :)
  • Все понял. У Вас по статье нечего сказать, а я обсуждаю только статью. Об этои я раньше писал, но вижу Вы это не усвоили и вынужден повторить, что меня ПУСТОСЛОВИЕ и СЛОВОБЛУДИЕ не интересует и дальше обсуждать НЕ БУДУ! ВСЕ с Вами.
  • Уладзiмiр, не парьтесь со Шлёмой. Он тут не первый год любые наступательные диалоги с собой сводит вот к такому алгоритму, который он продемонстрировал сегодня. У него "госзаказ". Правда, года 3 (или около того) назад, я помню, как его покусали настолько, что он снял маску и оказался самим собой... Но то был Форум с массой активных обитателей. И это было давно... Эх, годы, годы! :)
  • Дзякуй за асвету.
  • Добра. Падзялюся. Калі да гэтага часу "усё са мной".) КАЖДЫЙ РАБОТНИК МАЗа (каждый!) обязан вести себя с любым миллиардером как героиня Джулии Робертс из фильма "Красотка", то есть опытной проституткой, не утратившей чувства собственного достоинства- мгновенно переходя из состояния самой женственной женщины в состояние самого мужественного мужчины при попытке любого миллиардера, включая Лукашенко назвать его проституткой. И наоборот медленно переходить из состояния самого мужественного мужчины в состояние самой женственной женщины при уважительном, деловом отношении этих миллиардеров к нему. Тогда любой миллиардер будет при таком работнике МАЗА послушным дьяволом, как при всевышнем. Больше ничего для любого конкретного МАЗа не требуется для того, чтобы он стал мировым брэндом. Любые технологии вторичны. Дело только в психологии. Но в том то всё и дело, что профессиональные психологи в стране истреблены практически начисто. Те самые психологи, которые бы без лишних колебаний назвали бы идиота, помешанного на власти, идиотом. И это стало бы истиной для общества. Естественно такое преображение всех работников МАЗА можно совершить только сплочённой командой, с чётким разграничением прав и обязанностей. Героине Джулии Робертс просто попался удачный лотерейный билет. У неё хватило терпения дождаться этого билета, не растратив чувство собственного достоинства полностью. Поэтому и нужна именно команда похожих на эту героиню терпеливых счастливчиков, чтобы счастливые билеты получили все и не по стечению обстоятельств, а специально Пока же у нас всё происходит по сюжету рассказа Ги де Мопассана "Пышка". Проститутки пытаются спасти население, а население за это своё спасение на них же и плюёт. Как я на Вас давеча. К сожалению чего то у Вас не хватает для полного счастья героини Джулии Робертс из фильма "Красотка", уважаемый. Не даёт Вам сохранить чувство собственного достоинства одержимый властью уникум.
  • В статье пишется: "если в Минске доля убыточных госпредприятий составляет 16,5%, в Брестской области — 18,5%, то в Витебской — почти треть". == Вот частника никто жалеть не будет. Он или будет выживать, или банкрот, то бишь, продаст остатки того, что будет иметь спрос. Госпредприятия, где руководитель скован контрактом с вертикалью, шаг в успех - в вертикали может быть хвалебная триада, шаг в риск - подобно смерти контрактника с вертикалью или же смочь сохранить родственный статус контрактника в следующем контракте на руководителя гос..
  • Ну кто из новых директоров будет поднимать изначально убыточное предприятие? Дураков нет. А если и найдется такой, допустим начнет поднимать. Но в бизнесе 10/1 прибыль/влет как и в жизни. Сколько бы прибыли он не принес своей работой - первый влет и он на скамье заключенных. А это у него точно будет. Убыточное предприятие без рисков не вывести их убытка. Кто хочет сесть на 3-7 лет за растрату госимущества? Проще свой бизнес с нуля открыть, не быть государству ничего должен. Влетел - на свои бабки влетел. Сам себя поругал и работаешь дальше.
  • Пишет шлема: "Какое предпртятие открыть для 17700 чедовек? Вместо закрытого МАЗа? Где взять деньги для такого предприятия." == Если завод автомобилей МАЗ закрыть, то возникают вопросы: - нужны ли грузовые автомобили для Беларуси? Ответ: нужны и грузовые и легковые автомобили. - по какой причине следует закрыть завод по производству грузовых автомобилей? Ответ: по той причине, что, к примеру, как вы пишете "МАЗ-MAN ... не находит сбыта и вынужден прекратить производство", а также, что неизвестно для подневольных контрактных руководителей с вертикалью, какую может "схему сбыта предложит частник, чтобы увеличить реализацию продукции?",... что, как вы пишете, "руководитель ... не отвечает за столь низкие показатели?" А теперь вникнем в злополучную историю, уроками которой вы решительно пренебрегаете. Так, в ленинские и сталинские времена, голод, холод и военная слабость вынуждала управлять страной военными и полицейскими методами. К примеру, для пропитания нужно больше сеять, жать, перевозить, что на Западе осуществляется с помощью техники, и по военным и полицейским каналам госуправления БССР идут чрезвычайно суровые команды с заданиями, с чертежами, с описательными технологиями, с украденными копиями, приведенными для внедрения в систему госуправления. И результат был, хотя без качества исполнения и с миллионными исполнителями научного и производственного труда, посаженных в тюрьмы, колхозы, гулаги, а ярые противники полицейщины расстреливались в невероятно больших количествах. И производство росло, голодать стали меньше, военщина запела дифирамбы технических побед. Жить стали "веселее", жить стало страшнее. Господин шлема, я это привел к тому, что в Беларуси система управления БССРовская, а главк вертикали хотя дает задания повышать качество, к примеру, МАЗов, но это качество внутреннего содержания, не вполне или даже грубого скопированного с технологии европейского качества.
  • Пишет шлема: "Какое предпртятие открыть для 17700 чедовек? Вместо закрытого МАЗа? Где взять деньги для такого предприятия." == Если завод автомобилей МАЗ закрыть, то возникают вопросы: - нужны ли грузовые автомобили для Беларуси? Ответ: нужны и грузовые и легковые автомобили. - по какой причине следует закрыть завод по производству грузовых автомобилей? Ответ: по той причине, что, к примеру, как вы пишете "МАЗ-MAN ... не находит сбыта и вынужден прекратить производство", а также, что неизвестно для подневольных контрактных руководителей с вертикалью, какую может "схему сбыта предложит частник, чтобы увеличить реализацию продукции?",... что, как вы пишете, "руководитель ... не отвечает за столь низкие показатели?" А теперь вникнем в злополучную историю, уроками которой вы решительно пренебрегаете. Так, в ленинские и сталинские времена, голод, холод и военная слабость вынуждала управлять страной военными и полицейскими методами. К примеру, для пропитания нужно больше сеять, жать, перевозить, что на Западе осуществляется с помощью техники, и по военным и полицейским каналам госуправления БССР идут чрезвычайно суровые команды с заданиями, с чертежами, с описательными технологиями, с украденными копиями, приведенными для внедрения в систему госуправления. И результат был, хотя без качества исполнения и с миллионными исполнителями научного и производственного труда, посаженных в тюрьмы, колхозы, гулаги, а ярые противники полицейщины расстреливались в невероятно больших количествах. И производство росло, голодать стали меньше, военщина запела дифирамбы технических побед. Жить стали "веселее", жить стало страшнее. Господин шлема, я это привел к тому, что в Беларуси система управления БССРовская, а главк вертикали хотя дает задания повышать качество, к примеру, МАЗов, но это качество внутреннего содержания, не вполне или даже грубого скопированного с технологии европейского качества.