В Минске открыли памятник Монюшко и Дунину-Марцинкевичу

В субботу, 3 сентября, в центре Минска в День города открыли памятник композитору Станиславу Монюшко и литератору Винценту Дунину-Марцинкевичу — авторам первой в истории оперы на белорусском языке «Идиллия», написанной в 1852 году. Церемония открытия монумента в сквере у ратуши на площади Свободы собрала около 200 человек.

Как пишет БелаПАН, авторами памятника выступили скульпторы народный художник Беларуси, заслуженный деятель искусств БССР Лев Гумилевский и его сын Сергей, а также архитектор Евгений Митько. Композиция выглядит следующим образом: Монюшко и Дунин-Марцинкевич сидят на скамейке, спинка которой стилизована под лиру, и драматург демонстрирует листы с сочинениями.

Памятник открыли зампредседателя Мингорисполкома Игорь Карпенко и ректор Белорусской государственной академии музыки Екатерина Дулова.

«Сегодня, в день рождения города Минска, мы испытываем гордость, что в истории нашей страны есть такие великие имена, как Станислав Монюшко и Винцент Дунин-Марцинкевич. Их творчество — это часть истории белорусской столицы. Из всех деятелей культуры досоветского периода, чья жизнь и творчество тесно связаны с Минском, нет, пожалуй, ни одного, кто мог бы соперничать с Монюшко в масштабе дарования и современной известности в мире», — заявил Карпенко.

Он отметил, что в середине XIX века именно здесь, на месте гостиницы «Европа», находился минский городской театр, где и состоялась премьера белорусской оперы. Особая историческая ценность этого места, подчеркнул представитель городских властей, и в том, что недалеко от площади Свободы расположен дом, где некоторое время с семьей жил композитор, а в здании городской ратуши находилась школа, где он учился музицировать.

Историческим событием для белорусской музыкальной культуры назвала открытие памятника ректор БГАМ.

«Памятник посвящен деятелям культуры, которые стояли у истоков белорусской национальной оперы, располагается не только на ратушной площади, в сердце нашего города, но и недалеко от Белорусской государственной академии музыки, где и либретто Дунина-Марцинкевича, и музыка Монюшко изучается на всех курсах, и студенты прекрасно осведомлены о том, кто это и что», — отметила она.

По мнению Дуловой, очень важно, что в Минске возрождается художественный контекст, в котором создавалась белорусская музыкальная культура.

«Вокруг нас возрождается истинная красота, в которой мы все будем пребывать, жить и получать настоящее удовольствие. Я думаю, что этот подход связан с принципом европейских столиц, где всегда увековечивается память своих национальных деятелей культуры», — считает ректор академии музыки.

Отрывки из оперы «Идиллия» прозвучали в исполнении солистов Национального академического большого театра оперы и балета Юрия Городецкого и Александра Боброва.

 

Фото Сергея Балая