Ростислав Янковский. Пример служения театру

«У Ростислава Ивановича прекрасная семья, но и театр был его семьей, его домом — он был неким центром притяжения нашего коллектива».

Сорок дней, как ушел из жизни народный артист СССР Ростислав Янковский. Naviny.by попросили его коллег поделиться воспоминаниями о великом актере.

 

Шляхтич, которому бы подошла фамилия Янковский

— Встретились мы летом 1957 года, едва Слава переехал в Минск из Ленинабада. У нас обоих начиналась «жизнь в кино»: участие в «Красных листьях» было у него первым выходом перед кинокамерой, а я до того отработал помощником режиссера на двух фильмах, — вспоминает режиссер Владимир Орлов. — Семья Янковских поселилась в гримерке Русского театра: он с женой Ниной, сынок Игорь и младший брат Олег (сын Володя родился уже в Минске). Как сытно и весело, а главное — просторно было проводить в тесной, густонаселенной гримерке послесъемочные застолья, — тут тебе и кухня! — которые ладила Нина! Этой гримеркой, кстати, он, премьер, народный артист СССР пользовался всю жизнь.

Потом было недолгое общение на «Мосфильме» на съемках «Всей королевской рати». Слава играл отчима главного героя Джека в паре с многолетней партнершей по театру Александрой Климовой. Общение и партнерство со звездами первой величины имело последствия: с Татьяной Лавровой он объездил СССР со спектаклем «Двое на качелях», добрался до Камчатки, где передал посылку от родителей «салаге» Никите Михалкову, который там служил.

В «Проклятом уютном доме» он снимался в самый, пожалуй, тяжкий период своей жизни: после серьезной операции — и сыграл тут роль, которую до того времени не приходилось воплощать. Это был «Шляхтич, которому бы подошла фамилия Янковский» — именно так называется глава о Ростиславе Янковском в моей книге «Магия многоцветного экрана».

Для его бенефиса в честь 80-летия я писал сценарий — так Слава захотел. На 80-летии Русского театра он наизусть, как роль, перечислил всех — всех! — знаменитых артистов, игравших с ним на этой сцене. Свое 85-летие Ростислав Иванович отметил на сцене театра, где он служил с 1957 года, премьерным спектаклем «Вечность на двоих» в постановке Бориса Луценко по нашей с режиссером инсценировке.

Народных артистов СССР на свете все меньше. А таких, как трагик Янковский, вообще — один.

 

Никогда не репетировал в полсилы

— Ростислав Иванович — легенда белорусской театральной сцены, замечательный человек, который переживал за молодых актеров. Он знал, где мы снимаемся, в каких антрепризах участвуем, — поделилась актриса Национального академического драматического театра им. Горького Елена Дубровская. — Народный артист болел за наше будущее, за будущее театра.

Однажды мы встретились у расписания, и он спрашивает:

— Ты еще не родила?

Смотрю на него с удивлением… А Ростислав Иванович говорит: «Я смотрю «Институт благородных девиц». Кого ты там ждешь: сына или дочку?» Меня приятно удивило, что мэтр смотрит сериал, сопереживает моей героине.

Ростислав Янковский являлся примером служения театру для всех актеров и, в первую очередь, для нас, молодых. Ростислав Иванович никогда не репетировал в полсилы, а на сцене не играл, а проживал жизнь своего героя. Он, самый титулованный артист нашего театра, всегда приходил на первую репетицию с режиссером с выученным текстом пьесы.

У Ростислава Ивановича прекрасная семья, но и театр был его семьей, его домом — он был неким центром притяжения нашего коллектива.

 

Все держалось на имени Ростислава Янковского

— Ростислав Иванович — глыба, человек, который был душой нашего театра. Для меня он актер номер один в Беларуси, — очень эмоционально говорила актриса Национального академического драматического театра им. Горького Вероника Пляшкевич. — Он всем помогал в любой сфере жизни: искал квартиры, куда-то продвигал, рекомендовал. В нем совершенно отсутствовала актерская зависть: совсем не ревностно относился к ролям, которые играл в паре.

Очень доброжелательно относился к коллегам, всегда поддерживал. Сыграл кто-то неудачно, а Ростислав Иванович все равно находил добрые слова, подбадривал, и это очень помогало: следующая работа актера была лучше.

Когда вспоминаю о нем, слышу в ушах его неповторимый голос… Я была его любимицей, он называл меня «моя лапушка». Я тоже его очень люблю — это главное, что могу сказать.

Непонятно, как дальше будет наш театр, ведь все держалось на имени Ростислава Янковского, его личности. Если наш театр имел значимость в жизни страны, то в больше степени благодаря Ростиславу Ивановичу.

 

***

Вспоминаю день премьеры спектакля «Пане Каханку» по пьесе Андрея Курейчика. Ростислав Янковский, скорее всего, вышел в холл театра, чтобы встретить друзей… А получилось, что встречал всех. Многие подходили к нему с программкой, чтобы получить автограф, перекинуться парой фраз. Это была какая-то удивительно правильная близость актера и публики.

На сцену тот день в роли заглавного героя вышел заслуженный артист Беларуси Иван Мацкевич. Ростислав Иванович смотрел спектакль из зала. Сам он играл во второй день премьеры. С того времени прошло более пяти лет… А тогда казалось, что еще успею так подгадать, чтобы увидеть в этой роли самого Янковского…